Администрация Орловской области
26 марта 2017, 2:33 MSK
Вадим Потомский: «Мы должны привить молодежи чувство гордости за свою Родину. Если мы будем помнить своих предков и свою историю, мы непобедимы»
 
 
 
 
Наши партнеры
Орел регион
Орловское информбюро
Первый областной
Мониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения
 

Доклад о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного в 2015 году
в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2015 год,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 августа 2014 года № 1658-р

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (далее – Указ Президента), которым изменены подходы к законотворческому процессу, установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения в Российской Федерации и реализовывать его результаты в нормотворческой деятельности, а также правоприменительными органами.

Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов сегодня является одним из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества нормативных правовых актов, принимаемых как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения, утвержденным Указом Президента, органы государственной власти субъектов ежегодно в срок до 1 июня направляют в Министерство юстиции Российской Федерации результаты мониторинга, осуществленного в предыдущем году, и предложения к проекту плана мониторинга на очередной год.

При осуществлении своих полномочий органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области регулярно отслеживается необходимость разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов на региональном уровне.

По результатам проведенного в 2015 году мониторинга правоприменения в соответствии с планом мониторинга правоприменения на 2015 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 1658-р, можно отметить следующее.

Во исполнение федеральных законов в большинстве случаев приняты указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты Орловской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в процессе осуществления органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области нормотворческой деятельности и с учетом правоприменительной практики в рамках проведенного мониторинга был выявлен ряд проблем правоприменительной практики.

1. В сфере организации местного самоуправления

1) в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) с 1 января 2015 года к вопросам местного значения сельских поселений не отнесен муниципальный земельный контроль, и соответственно, муниципальный земельный контроль на территориях сельских поселений должен осуществляться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Вместе с тем, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации, вступившими в силу также с 1 января 2015 года, муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений исполняют органы местного самоуправления сельских поселений.

Таким образом, возникает противоречие между нормами, закрепленными в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе № 131-ФЗ.

Предлагаем устранить противоречия статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 131-ФЗ в части несоответствия полномочий органов местного самоуправления разного уровня по осуществлению муниципального земельного контроля, тем самым внести дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ, отнеся к вопросам местного значения сельского поселения полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля.

2) пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией. Однако федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции, до настоящего времени не принят, в связи с чем данный вопрос местного значения не может решаться органами местного самоуправления.

3) Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения в положения Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», регулирующие порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в части определения органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение указанными земельными участками.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения осуществляются органами местного самоуправления поселений.

При реализации норм Федерального закона № 171-ФЗ возникают проблемы, связанные с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от органов местного самоуправления муниципальных районов к органам местного самоуправления поселений по следующим причинам:

- отсутствие в органах местного самоуправления поселений и в поселениях в целом квалифицированных кадров для исполнения указанных полномочий;

- отсутствие в органах местного самоуправления поселений программных продуктов, необходимых для исполнения полномочий.

Также в соответствии с частью 5 статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов поступают в бюджеты муниципальных районов.

В целях совершенствования системы организации местного самоуправления и в связи с тем, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, и доходы от передачи в аренду таких земельных участков поступают в бюджеты муниципальных районов, считаем целесообразным вопросы распоряжения земельными участками, расположенными на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит данное поселение. Таким образом, предлагаем внести вышеуказанные изменения в часть 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

2. Аквакультура (рыбоводство)

1) в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 148-ФЗ) в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка. Вместе с тем частью 3 статьи 4 Федерального закона № 148-ФЗ установлено, что в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются. Возникает неоднозначная ситуация в отношении заключенных до вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ договорах о предоставлении рыбопромыслового участка в отношении прудов.

2) в законодательстве, и, в частности, в Федеральном законе № 148-ФЗ широко используется термин «пруд», при этом отсутствует его легальное определение, что порождает неоднозначность в толковании и неопределенность в правоприменении в части определения подлежащего применению закона и распространения на прудовую аквакультуру требований по сохранению биоресурсов.

3. Специальная оценка условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2014 года. Основным документом для проведения специальной оценки условий труда является приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» Минтруд России должен был до 1 января 2015 года утвердить своими приказами особенности проведения специальной оценки условий труда в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Однако, указанное постановление Правительства Российской Федерации в полной мере не исполнено. Из 12 необходимых приказов Минтруда России один вступил в силу с 4 января 2015 года, семь приказов – с марта по август 2015 года, а два приказа до настоящего времени отсутствуют.

Необходимо отметить, что практически все нормативные правовые акты Минтруда России, регламентирующие вопросы проведения специальной оценки условий труда, утверждены с нарушением сроков, что приводит к проблемам проведения в организациях специальной оценки условий труда.

Имеются и другие неурегулированные вопросы по реализации законодательства о специальной оценке условий труда.

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда не наделены полномочиями по организации (координации) работы по проведению специальной оценки условий труда на территории субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьями 216 и 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда наделены полномочиями по осуществлению в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, проводимой в том числе и в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда осуществляют государственную экспертизу условий труда на заявительной основе и в том числе на платной основе (до 1 января 2014 года государственная экспертиза условий труда была бесплатной).

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации принят приказ от 9 октября 2014 года № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда», в соответствии с которым размер платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда значительно превышает стоимость проведения специальной оценки условий труда. Это приведет к тому, что работодатели не будут направлять материалы специальной оценки условий труда на экспертизу и в итоге к снижению качества проведения специальной оценки условий труда и ликвидации института государственной экспертизы условий труда.

Считаем целесообразным вернуться к практике проведения государственной экспертизы условий труда на бесплатной основе либо внести изменения в соответствующий приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с целью значительного снижения размера платы.

В соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (часть 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ) результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года, при определенных условиях действительны в течении пяти лет со дня завершения данной аттестации. Вместе с тем, фактически с 1 января 2014 года осуществление государственной экспертизы условий труда материалов аттестации рабочих мест по условиям труда являются нелегитимным.

Положения части 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ вызывают неоднозначные трактовки по срокам проведения специальной оценки условий труда у работодателей, органов государственного контроля (надзора), других заинтересованных организаций и ведомств, что иногда приводит с одной стороны к необоснованным требованиям органов государственного контроля (надзора) к ускорению сроков проведения специальной оценки условий труда, а с другой стороны работодатели откладывают ее проведение до 2018 года.

Вместе с тем при реализации законодательства о специальной оценке условий труда необходимо отметить, что не исключается возможность договоренности работодателя и организации, проводящей специальную оценку условий труда, по отнесению рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда к оптимальным и допустимым классам условий труда, при этом работодатель освобождается от дополнительных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а работники теряют право на предоставление гарантий и компенсаций за работу на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Практика реализации законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе осуществление государственной экспертизы условий труда, позволяет в целом констатировать, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом возникало значительно меньше вопросов при проведении специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, отсутствие официальных рекомендаций и разъяснений Минтруда России по вопросам законодательства о специальной оценке условий труда осложняет консультативную и разъяснительную работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также иногда приводит к предъявлению органами государственного контроля (надзора) необоснованных требований к работодателям.

4. Организация гражданской службы

Правовое регулирование организации гражданской службы субъектов Российской Федерации опосредовано правовым регулированием этой сферы на федеральном уровне. Подготовка правовых актов субъектов Российской Федерации должна осуществляться с соблюдением одного из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленного статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), – единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. В этой связи немаловажным является наличие нормативных правовых актов по вопросам организации гражданской службы на федеральном уровне.

До настоящего времени некоторые вопросы организации государственной гражданской службы на федеральном уровне остаются неурегулированными, в частности:

случаи, порядок и размеры выплаты по обязательному государственному страхованию (пункт 7 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

государственная защита жизни и здоровья гражданского служащего, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества (пункт 17 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ);

порядок разрешения служебного спора комиссией по служебным спорам (часть 11 статьи 70 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ не урегулированы такие вопросы, как:

обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов для установления особого порядка оплаты труда (часть 14 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ);

перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 статьи 50 (часть 15 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ);

порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и порядок работы с ним (часть 11 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ).

5. Управление имуществом

1) В соответствии с пунктом 14 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» договор купли-продажи по итогам аукциона заключается с победителем аукциона в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона.

Вместе с тем пункт 19 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 585, устанавливает, что по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества.

Указанные положения вступают в противоречие, что создает трудности в правоприменительной практике.

2) Кроме того, усматриваются противоречия в отдельных положениях Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549 «Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549).

Пунктами 5 и 23 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549, установлено, что для участия в продаже имущества претендент вносит задаток в размере 10 процентов первоначальной цены продажи имущества в соответствии с договором о задатке на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества. По результатам продажи имущества продавец и победитель продажи имущества (покупатель) не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества.

При этом согласно пунктам 4.1 и 13 статьи 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не позднее чем через пять рабочих дней с даты проведения продажи посредством публичного предложения с победителем заключается договор купли-продажи. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

 

Доклады
 
Нормативные правовые акты
ГлавнаяМониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения – 2015 год
 
© 1998-2017 Администрация Губернатора и Правительства Орловской области