Администрация Орловской области
22 сентября 2018, 8:05 MSK
 
 
 
 
 
 
Наши партнеры
Орел регион
Орловское информбюро
Первый областной
Мониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения
 

Доклад о результатах мониторинга, осуществленного в 2014 году
в соответствии с планом мониторинга правоприменения
в Российской Федерации на 2014 год, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1513-р

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (далее – Указ Президента), которым изменены подходы к законотворческому процессу, установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения в Российской Федерации и реализовывать его результаты в нормотворческой деятельности, а также правоприменительными органами.

Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов сегодня является одним из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества нормативных правовых актов, принимаемых как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения, утвержденным Указом Президента, органы государственной власти субъектов ежегодно в срок до 1 июня направляют в Министерство юстиции Российской Федерации результаты мониторинга, осуществленного в предыдущем году, и предложения к проекту плана мониторинга на очередной год.

При осуществлении своих полномочий исполнительными органами государственной власти специальной компетенции Орловской области регулярно отслеживается необходимость разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов на региональном уровне.

По результатам проведенного в 2014 году мониторинга правоприменения в соответствии с планом мониторинга правоприменения на 2014 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1513-р, можно отметить следующее.

Во исполнение федеральных законов в большинстве случаев приняты указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в процессе осуществления органами государственной власти специальной компетенции Орловской области правотворческой деятельности и с учетом правоприменительной практики в рамках проведенного мониторинга был выявлен ряд пробелов в действующем законодательстве.

1. В сфере среднего профессионального образования.

Предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Указанный нормативный правовой акт устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (статья 1).

1.1. Согласно статье 96 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Вместе с тем в настоящее время вопрос независимой оценки квалификации специалистов различного уровня рассматривается как важная часть всей системы оценки качества образования (эта задача последовательно входила и входит практически во все стратегические и организационные документы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственные программы, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года). Суть этого остается неизменной и заключается в создании механизмов независимой оценки и признания квалификаций граждан в соответствии с актуальными требованиями рынков труда.

В целях формирования независимой оценки и подтверждения качества образовательных программ со стороны профессиональных объединений и сообществ, повышения качества образования, укрепления конкурентоспособности аккредитованных программ, выработки единого подхода к вопросам аккредитации и сертификации профессиональных квалификаций представляется необходимым разработать примерное положение о центре (центрах) сертификации профессиональных квалификаций, а также порядок проведения сертификации профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации.

1.2. Частью 17 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся федеральных государственных образовательных организаций по образовательным программам в интересах обороны и безопасности государства, законности и правопорядка определяются в порядке, установленном федеральными законами.

Вместе с тем соответствующие федеральные законы до настоящего времени не приняты.

1.3. Частью 3 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии.

Вместе с тем в положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации соответствующей ответственности не предусмотрено.

1.4. Согласно части 5 статьи 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. Порядок комплектования указанных структурных подразделений и организаций обучающимися устанавливается их учредителями с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, должен устанавливаться Минобрнауки РФ. На сегодняшний день такой документ не принят.

2. В сфере изучения, использования и охраны недр.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» регулируются отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», упрощающий порядок пользования недрами. В частности, данным Федеральным законом предусматривается, что к участкам недр местного значения теперь относятся также участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки.

Разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, теперь могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

Законодательно закрепляется порядок исправления технических ошибок в лицензии на пользование недрами. Устанавливается, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 куб. м в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу указанного Федерального закона в целях устранения правовых пробелов в сфере недропользования целесообразно внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Кроме того, в целях обеспечения единства правового подхода при применении нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере недропользования полагаем необходимым внести дополнения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в части установления определений таких основополагающих понятий, как «полезное ископаемое», «месторождение полезных ископаемых».

3. Социальная поддержка семьи, материнства и детства.

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации предполагает создание всем своим гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории России, условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Исполняя взятую на себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление государственных пособий семьям с детьми.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей.

Статьей 1 вышеуказанного Федерального закона определены категории лиц, на которых распространяется и не распространяется действие данного законодательного акта. При этом согласно последнему абзацу статьи 1 иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако до настоящего времени Правительством Российской Федерации такого нормативного правового не принято. При этом представляется возможным, что при необходимости дополнения перечня лиц, имеющих право на получение пособий, законодатель вправе внести дополнения в рассматриваемый Федеральный закон.

4. Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В течение 2014 года федеральное законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе регулирования тарифов, динамично развивалось. Так, были внесены изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), подзаконные нормативные правовые акты в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) принят ряд нормативных правовых актов в данной сфере.

Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ внесено изменение, в соответствии с которым тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, положения части 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ в действующей редакции не исключают возможность установления тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) в ином виде (в виде одноставочного тарифа).

Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения, в том числе в Закон № 416-ФЗ, в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В частности, признан утратившим силу пункт 4 части 1 статьи 5 Закона № 416-ФЗ, определяющий полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов. Кроме того, частью 7 статьи 34 Закона № 416-ФЗ определено, что проверки соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года № 588 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – постановление № 406) в части определения расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, учета расходов, связанных с обслуживанием заемных средств. Указанные изменения направлены на создание условий привлекательных с точки зрения долгосрочного инвестирования в отрасль водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1011 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части применения методов регулирования тарифов» внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в том числе в постановление № 406, в части применения методов регулирования тарифов, предусматривающие возможность применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 года № 1227 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» внесены изменения в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением № 406 (далее – Правила), в соответствии с которыми решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.

Кроме того, был принят ряд приказов Федеральной службы по тарифам, регламентирующих рассматриваемые правоотношения и вносящих изменения в ранее принятые акты в целях их приведения в соответствие с постановлением № 406. Так, во исполнение постановления № 406 приняты приказы Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», от 16 декабря 2014 года № 2244-э «Об утверждении Регламента раскрытия информации путем ее опубликования в сети «Интернет» и взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органов местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети «Интернет».

Таким образом, правовое регулирование рассматриваемой сферы правоотношений является достаточным.

 

Доклады
 
Нормативные правовые акты
ГлавнаяМониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения – 2014 год
 
© 1998-2018 Администрация Губернатора и Правительства Орловской области