Информация о реализации в Орловской области мер по противодействию коррупции
В соответствии с федеральным законодательством, Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на территории Орловской области осуществляется реализация комплекса мероприятий по противодействию коррупции.
Базовыми нормативными правовыми актами, непосредственно регламентирующими антикоррупционную работу в Орловской области, являются:
Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года № 893-ОЗ «О противодействии коррупции в Орловской области»;
Закон Орловской области от 4 июня 2012 года № 1354-ОЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей»;
Закон Орловской области от 13 апреля 2013 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Орловской области, и иных лиц их доходам»;
постановление Правительства Орловской области от 29 ноября 2012 года № 444 «Об утверждении государственной программы «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества» (включает в себя подпрограмму «Противодействие коррупции на территории Орловской области на 2013–2020 годы»).
Кроме того, в Орловской области принят комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предоставления и проверок сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности государственной службы и претендующими на такие должности, а также подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения антикоррупционной экспертизы.
Для повышения риска для заявителя при инициировании коррупционных деяний указом Губернатора Орловской области от 20 сентября 2011 года № 325 утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области в органе исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений. В соответствии с Порядком гражданский служащий обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения к гражданскому служащему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, сообщить об этом в письменной форме представителю нанимателя. В связи с большой общественной опасностью данных правонарушений установлены короткие сроки проведения проверки сведений, содержащихся в уведомлении, что позволит быстро реагировать на данные правонарушения.
Снижение вероятности совершения коррупционных деяний государственным (муниципальным) служащим в процессе реализации возложенных на него функций достигается за счет реализации следующих задач:
1. Повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц.
2. Обеспечение контроля за деятельностью должностных лиц, их доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера, профилактика конфликта интересов.
3. Формирование модели не коррупционного поведения государственного (муниципального) служащего.
Повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц достигается за счет создания возможностей для граждан и организаций беспрепятственно, с минимальными затратами времени информировать органы государственной власти (местного самоуправления) о ставших им известными коррупционных проявлениях.
В органах исполнительной государственной власти Орловской области приняты меры по созданию возможностей для граждан беспрепятственно сообщать о ставших им известными фактах коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области.
В органах местного самоуправления Орловской области также созданы возможности для приема информации о фактах коррупционных нарушений со стороны муниципальных служащих:
- ведется личный прием должностными лицами органов местного самоуправления по заранее опубликованному графику;
- осуществляется контроль письменных обращений граждан.
Повышение риска для должностных лиц в связи с совершением коррупционных деяний также достигается за счет повышения транспарентности деятельности органов государственной власти местного самоуправления региона.
В целях обеспечения гарантированного уровня информационной открытости органов исполнительной государственной власти Орловской области, повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами постановлением Правительства Орловской области от 26 января 2010 года № 16 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области» утвержден перечень информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области, подлежащей размещению в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» в сети Интернет. В соответствии с вышеуказанным перечнем информация о принимаемых мерах по противодействию коррупции в органе исполнительной государственной власти Орловской области поддерживается в актуальном состоянии. В частности, в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» размещаются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Орловской области, государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Орловской области, и членов их семей, результаты работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов.
Все городские округа и муниципальные районы области имеют Интернет-сайты, в соответствующих разделах которых размещаются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в том числе, касающиеся распоряжения муниципальной собственностью и расходов бюджетов соответствующего уровня.
В составы конкурсных комиссий, аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Орловской области входят представители научных и образовательных учреждений, приглашаемые по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.
В городских округах и муниципальных районах области к работе соответствующих комиссий привлекаются представители образовательных учреждений, общественных организаций, депутаты представительных органов местного самоуправления.
Указом Губернатора Орловской области от 6 декабря 2011 года № 425 «Об антикоррупционной экспертизе проектов законов Орловской области, вносимых Губернатором Орловской области в Орловский областной Совет народных депутатов в качестве законодательной инициативы, нормативных правовых актов Губернатора Орловской области и их проектов», предусмотрено, что независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Объектами независимой антикоррупционной экспертизы являются официально опубликованные указы и размещенные в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» в сети Интернет проекты указов. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов указов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области – разработчик проектов осуществляет мероприятия по размещению их в сети Интернет в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в управление правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и разработчика проекта указа. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы указа направляется в Департамент правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области и рассматривается управлением правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области совместно с органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, выступавшим в качестве исполнителя при подготовке проекта данного указа.Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области - разработчиком проекта акта, управлением правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения юридическому или физическому лицу, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, в котором отражаются учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в акте или проекте акта коррупциогенным фактором. Мотивированный ответ на заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не направляется, если в нем отсутствуют информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Постановлением Правительства Орловской области от 2 декабря 2011 года № 416 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Правительства Орловской области, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и их проектов» предусмотрено, что объектами независимой антикоррупционной экспертизы являются официально опубликованные нормативные правовые акты Правительства Орловской области, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и размещенные в сети Интернет в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» проекты актов. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области – разработчик проектов осуществляет мероприятия по размещению их в сети Интернет в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в управление правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и разработчика проекта. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы акта направляется в Департамент правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области и рассматривается управлением правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области совместно с органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, выступавшим в качестве исполнителя при подготовке проекта данного акта. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области - разработчиком проекта акта, управлением правотворчества, правовой и антикоррупционной экспертизы Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения юридическому или физическому лицу, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, в котором отражаются учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в акте или проекте акта коррупциогенным фактором. Мотивированный ответ на заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не направляется, если в нем отсутствуют информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
В целях обеспечения контроля за деятельностью должностных лиц, их доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера, а также в целях профилактики конфликта интересов указом Губернатора Орловской области от 16 августа 2010 года № 230 определен порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии, комиссия), образуемых в органе по управлению государственной гражданской службой Орловской области (до его формирования - исполнительном органе государственной власти специальной компетенции, на который возложены функции по управлению государственной гражданской службой Орловской области), иных органах государственной власти Орловской области (далее - государственные органы, государственный орган) в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Основаниями для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению являются:
а) представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 24 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению, утвержденного указом Губернатора Орловской области от 27 ноября 2009 года N 377 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Орловской области, и лицами, замещающими государственные должности Орловской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Орловской области, а также о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению" (далее - Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению), материалов проверки, свидетельствующих:
о представлении гражданином или государственным служащим недостоверных или неполных сведений, представляемых им в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названного Положения;
о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
б) поступившие в подразделение кадровой службы органа государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:
обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в Перечень должностей государственной гражданской службы Орловской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный указом Губернатора Орловской области от 31 августа 2009 года N 260 "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Орловской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;
заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
заявление государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами") в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:
а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19.1 и 19.2 настоящего Положения;
б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;
в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте "б" пункта 14 настоящего Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.
Представитель нанимателя обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении представитель нанимателя в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение представителя нанимателя оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.
В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется представителю нанимателя для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае установления комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости - немедленно.
В целях формирования модели не коррупционного поведения государственных служащих утвержден соответствующий кодекс, который представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности государственной гражданской службы Орловской области. Гражданин Российской Федерации, поступающий на гражданскую службу, обязан ознакомиться с положениями Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Орловской области и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. В служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы Орловской области включены положения об ответственности за нарушение Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Орловской области.
Аналогичные кодексы утверждены муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.
Формирование модели не коррупционного поведения также обеспечивается повышением информированности государственных и муниципальных служащих об антикоррупционных механизмах, существующих в системе государственной и муниципальной службы, вытекающих их них обязанностях и запретах государственного (муниципального) служащего, существующих мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений или сокрытие фактов их совершения другими лицами.
С учетом специфики коррупционных деяний, включающих, как правило, комплекс правонарушений дисциплинарного, административного и уголовного характера, а также нарушения специализированных нормативных правовых актов в конкретных сферах деятельности, органами государственной власти Орловской области принимаются меры по организации межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции.
Указом Губернатора Орловской области от 13 октября 2015 года № 545 «О мерах по организации деятельности в сфере противодействия коррупции в Орловской области» утверждены состав и положение о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Орловской области (далее также - Комиссия). Комиссия является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Орловской области.
Основными задачами Комиссии являются:
а) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
б) подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции Губернатору Орловской области;
в) обеспечение координации деятельности Губернатора Орловской области, Правительства Орловской области, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
г) обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной государственной власти, расположенными на территории Орловской области, при реализации мер по противодействию коррупции в Орловской области;
д) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Орловской области;
е) информирование общественности о проводимой исполнительными органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления Орловской области работе по противодействию коррупции.
Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия:
а) подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции Губернатору Орловской области;
б) разрабатывает меры по противодействию коррупции, а также по устранению причин и условий, порождающих коррупцию;
в) разрабатывает рекомендации по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения;
г) организует:
подготовку проектов нормативных правовых актов Орловской области по вопросам противодействия коррупции;
разработку региональной антикоррупционной программы и антикоррупционных программ (планов мероприятий по противодействию коррупции (далее - планы) исполнительных органов государственной власти Орловской области, а также контроль за их реализацией, в том числе путем мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции, предусмотренных этими программами (планами);
д) рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Орловской области, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
е) принимает меры по выявлению причин и условий, порождающих коррупцию, создающих административные барьеры (в том числе на основании обращений граждан, сведений, распространяемых средствами массовой информации, протестов, представлений, предписаний федеральных государственных органов);
ж) оказывает содействие развитию общественного контроля за реализацией региональной антикоррупционной программы и разработке антикоррупционных программ (планов) исполнительных органов государственной власти Орловской области;
з) осуществляет подготовку ежегодного доклада о деятельности в области противодействия коррупции, обеспечивает его размещение в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» в сети Интернет, опубликование в средствах массовой информации и направление в федеральные государственные органы (по их запросам).
Последнее обновление: 23.05.2017 г.