В целях разъяснения действующего законодательства и правового просвещения граждан Прокуратура Орловской сообщает:
01 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», которым вводится понятие «блогер».
Блогером, согласно Закону, признается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 000 пользователей сети «Интернет».
Владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, блогерами не являются.
На блогеров возложена обязанность:
не допускать использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Кроме того, блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.
Блогер имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, излагать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима, а также распространять на возмездной основе рекламу.
Роскомнадзор будет вести реестр таких сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет».
02 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», целью которого является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.
В соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.
Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
В народные дружины не могут быть приняты граждане:
имеющие неснятую или непогашенную судимость;
в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
ранее осужденные за умышленные преступления;
включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.
Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
За воспрепятствование законной деятельности народного дружинника ст. 19.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2 500 рублей.