Администрация Орловской области
17 февраля 2019, 7:36 MSK
 
 
 
 
 
 
Наши партнеры
Орел регион
Орловское информбюро
Первый областной
Инвестиционное послание
 



ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОСЛАНИЕ
Губернатора Орловской области Андрея Евгеньевича Клычкова
19 декабря 2018 года

Уважаемые жители Орловской области, депутаты областного и городского Советов, представители муниципальных образований, руководители федеральных территориальных органов власти и организаций, члены Правительства, сотрудники областных организаций!

Завершается 2018 год. По сложившейся традиции мы собрались, чтобы подвести его итоги и определить векторы дальнейшего движения Орловской области на 2019-й и на последующие годы.

Ровно год назад мы вместе анализировали ситуацию в регионе, обсуждали пути преодоления кризисных явлений, намечали направления действий по сохранению и воспроизводству потенциала экономики и социальной сферы Орловской области и муниципальных образований.

По утвердившейся практике ключевые принципы реализации государственной политики в социально-экономической сфере, вызовы развития, посылы для бизнеса и для населения концентрируются в ежегодном Инвестиционном послании.

И сегодня мы решили не ограничиваться только кругом депутатов, пригласили и представителей органов власти муниципальных образований, экспертного сообщества, бизнеса, активы общественных организаций, Почетных граждан региона.

Сначала об итогах 2018 года.

В нынешнем году регион смог добиться положительной динамики. Валовой региональный продукт, по расчетной оценке, в 2018 году составит 225 миллиардов рублей или 104 % к уровню 2017 года в действующих ценах. В структуре ВРП доминирует реальный сектор экономики - промышленное производство – 20,3 % и АПК – 16,7 %.

Ситуация в других отраслях. Строительство и транспорт.

В начале 2018 года мы взяли курс на «Обеспечение комфортной среды проживания населения на территории Орловской области», обозначили проблемы, определили задачи. Уже сегодня, благодаря четко поставленным целям, мы видим рост объемов ввода жилья на территории региона, который за 11 месяцев составил 111 % к соответствующему периоду 2017 года.

Еще один хороший знак - мы увеличили количество выданных разрешений на жилищное строительство.

Для повышения качества территорий массового жилищного строительства мы начали возведение новых детских садов, призванных решить и проблему недостатка мест.

Новация года: пилотный проект «Наугорский» по программе «Ответственный застройщик». Цель: найти пути решения застаревшей проблемы обеспечения жильем. Задача: безвозмездное получение городом Орел от застройщика новых квартир для очередников. С начала года количество граждан всех категорий претендующих на улучшение жилищных условий в Орловской области сократилось на 268 человек. Но проблема «замороженных очередей» для региона остается весьма актуальной, список очередников немногим меньше 9 тысяч человек.

Сегодня мы зажгли «зеленый свет» для орловских подрядчиков, которые выполняют работы быстрее и качественнее. Причина, прежде всего, в наличии необходимых мощностей, рабочих рук, устоявшихся деловых связей. Выгода двойная: за наших подрядчиков не стыдно и мы с гордостью стоим рядом с ними при открытии объектов. Плюс – они дают рабочие места и платят налоги в своем собственном регионе.

Нам удалось за год увеличить протяженность транспортной сети региона на 71,5 км, открыв сообщение с отдаленными селами. БОльшая часть из отремонтированных 193 км автодорог пролегает внутри населенных пунктов. Причем более 90% от всего объема выполненных работ произведено орловскими подрядчиками, качественно и в срок.

Общий объем денежных средств, направленных нами в 2018 году на благоустройство территорий Орловской области, составил более 539 миллионов рублей. Стал кардинально меняться облик мест проживания. Жители 220 многоквартирных домов получили 175 обустроенных дворовых территорий.

За год нам удалось провести благоустройство 30 общественных территорий, парков, скверов, пешеходных зон. Одобрение жителей получили новые облики Городского парка культуры и отдыха, Детского парка, Сквера Юность. Впервые работы по благоустройству велись одновременно во всех муниципальных образованиях области. Общий объем средств, направляемых на качество и комфорт среды проживания, в 2019 году составит почти 700 миллионов рублей.

Модернизация дорожной инфраструктуры.

Есть проблемы, которые бесконечно обсуждались, но не решались годами.

К таким вопросам относится и высокая загруженность улиц города Орла транспортом. Мы приступили к их решению. Для снижения транзитного грузопотока начали работу по реализацию проекта «Западный обход города Орла». Сейчас ведется проектирование и выбор трассы. Открыли движение по мосту в городе Ливны и начали ремонт мостов в городах Орел и Мценск.

Новшество года: программы дорожных работ и повышения комфортности городской среды впервые определялись по итогам рейтингового голосования самих жителей. Благодаря своевременному распределению средств и проведению торгов обеспечено четкое исполнение работ.

Рекордно! – на 30% к уровню 2017 года вырос объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области. До 4 миллиардов 800 миллионов рублей.

Мы увеличили бюджетные инвестиции в социальные объекты в 2018 году в полтора раза - до 520 млн рублей. Здесь тоже отталкивались от «народного» или «инициативного» бюджетирования: в определении объектов участвовали жители. Капитальные вложения направлены на обустройство школ, на строительство, реконструкцию и капремонт спортивных объектов на селе, возведение фельдшерско-акушерских пунктов, ремонт больниц.

Из крупных объектов: сданы в эксплуатацию пристройка к гимназии в г. Ливны и детский сад в п. Нарышкино. Начато строительство 9 фельдшерско-акушерских пунктов, хотя в начале года мы рассчитывали только на 2. Ведется строительство детских садов в г. Орле и Орловском районе. Начато строительство 12 спортивных площадок в районах области.

В текущем году в полном объеме профинансированы мероприятия, направленные для улучшения жилищных условий 100 семей и обеспечение жильем 227 детей-сирот.

Результативно показала себя программа «Губернаторский контроль».

Работа в осенне-зимний период 2018-2019 года организована в штатном режиме, коммунальная инфраструктура области функционирует устойчиво без технологических нарушений.

Для повышения надежности теплоснабжения областного центра проведена масштабная замена более 11 км тепловых сетей.

Мы смогли стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальном обслуживании и решили проблему 168 «брошенных» домов, оставшихся без управляющих компаний.

Реализуется стратегический курс на развитие потенциала бюджетообразующих секторов экономики.

Орловская промышленность.

Объем отгруженной продукции за 11 месяцев 2018 года вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил более 114 миллиардов рублей. В отрасли – работают около 50 тысяч человек, средняя заработная плата - свыше 26 тысяч рублей. Вдвое, против прошлогодних значений, возрос объем промышленных инвестиций, превысивших 7 миллиардов рублей.

В 2018 году получили новый импульс крупные инвестиционные проекты по созданию и развитию производства на «Ливгидромаш», «Керама Марацци», «АйВиСи Рус», «СтеМаЛ».

В текущем году мы сконцентрировались на развитии инфраструктуры поддержки промышленного развития: создан Фонд развития промышленности Орловской области. По моему поручению намечен запуск мер адресной поддержки промпредприятий во взаимодействии с федеральным фондом развития промышленности.

Мы вошли в активную фазу цифровизации отрасли, совершенствуем региональный сегмент Государственной информационной системы промышленности.

Это единая информационно-коммуникационная среда взаимодействия власти и бизнеса, субъектов производственных цепочек и важнейший элемент инфраструктуры обеспечения промышленного развития. Цель: качественно новый уровень планирования и мониторинга реализации государственной промышленной политики.

Наша опора, потенциал и еще один приоритет - аграрный комплекс.

Результаты работы в агропромышленной сфере в 2018 году:

валовой сбор зерновых, зернобобовых и крупяных культур в весе после доработки – 3 миллиона 200 тысяч тонн;

валовой сбор сахарной свёклы в первоначально-оприходованном весе – 1 миллион 900 тысяч тонн;

прирост посевных площадей масличных культур: сои – на 24 тысячи гектаров, рапса – на более 12 тысяч гектаров.

Данные за 11месяцев. Хозяйствами всех категорий произведено 135 тысяч тонн скота и птицы на убой в живом весе с приростом к уровню 2017 г.). Основная доля всего объема производства свинины в регионе приходится на «Знаменский СГЦ».

Половину объема производства мяса КРС обеспечивает «Брянская мясная компания». На территории области компанией содержатся свыше 90 тысяч голов крупного рогатого скота. Поголовье коров увеличено в 3,5 раза и составило 11 тысяч голов. Ведущим производителем мяса птицы является АПК «Орловская нива».

За счет запуска элеваторов «Орел-Агро-Продукт» и «Орел-Нобель-Агро» в 2018 году на 130 тысяч тонн увеличены мощности единовременного хранения зерновых и масличных культур.

Неделю назад состоялось торжественное открытие первого тепличного комплекса «Кумир». Уже произведена посадка семенного материала, первый урожай орловских томатов ждем в феврале-марте 2019 года. В стадии завершения 1-я очередь тепличных комплексов «ЭкоПродукт» и «Промпарк». Общая площадь всех теплиц - 21 га.

Заканчивается реконструкция молочного комбината в Орле. Проектная мощность современного предприятия по выпуску сыров и другой молочной продукции инвестиционной компании ООО «Сыробогатов» составит 120 тысяч тонн молока в год. Для обеспечения предприятия местным сырьем мы обязаны создать условия для развития молочного животноводства и строительства молочно-товарных комплексов.

Объем отгруженной продукции предприятий по производству пищевых продуктов региона за январь-ноябрь в сравнении с аналогичным периодом 2017 года увеличился почти на 1 миллиард рублей.

Успехи отрасли во многом обеспечены весомой государственной поддержкой. Общий объем прямой господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области приблизился к 2 миллиардам рублей. А в рамках системы льготного кредитования Минсельхозом России одобрены 128 заявок по инвестиционным кредитам на 32 миллиарда рублей и 286 краткосрочных кредитов на 8 с половиной миллиардов рублей.

В 2018 году Правительство области уделяло особое внимание реализации государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области».

В рамках госпрограммы было построено около 19 км сетей газоснабжения в 6 населенных пунктах области; 17,5 км водопроводов - в 3 населенных пунктах; свыше 1 тысячи 200 квадратных метров жилья для 18 семей и молодых специалистов, 3 спортивных площадки в Колпнянском, Краснозоренском, Троснянском районах, фельдшерско-акушерский пункт в Свердловском районе. Здесь мы тоже активно использовали практику «народного бюджета».

В частности, по проекту местных инициатив благоустроен парк в Ливенском районе.

Гранты в общем объеме порядка 76 миллионов рублей на конкурсной основе получили 14 начинающих фермеров, 1 семейная животноводческая ферма, 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива.

Одной из важных точек роста региональной экономики остается мощный по ресурсу и потенциалу сектор малого и среднего предпринимательства.

Сегодня в регионе зарегистрировано 27 тысяч единиц субъектов малого и среднего предпринимательства, что больше аналогичного периода 2017 года. Обеспечена занятость 93 тысяч человек, это почти треть от общей численности занятых в регионе.

На 1 декабря 2018 года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от субъектов малого предпринимательства, уплачиваемых по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу, патентной системе налогообложения составил более 1 миллиарда 700 миллионов рублей или 118,3 % к аналогичному периоду 2017 года.

Активный и сильный бизнес – это богатая территория и успешные, обеспеченные жители! Наша задача сделать ведение бизнеса в Орловской области максимально комфортным, повысить конкурентоспособность региона на деловом рынке - в среде инвесторов и бизнесменов. Уже сейчас мы даем возможность предпринимателям получить гарантийную поддержку при кредитовании в сумме до 25 миллионов рублей, а по совместным сделкам с «Корпорацией развития Малого и Среднего Предпринимательства» - до 1 миллиарда рублей. Этими преференциями уже воспользовался, к примеру, Орловский бумажный комбинат.

В этом году мы открыли точку присутствия в Орловской области «МСП-банка». Это – ниша льготных кредитов бизнесу по ставке 6,5 % годовых.

Мы хотим серьезно развивать сферу информационных технологий, продвигать продукцию наших IT-компаний на экспорт. Мною был инициирован, а областным Советом народных депутатов поддержан и принят областной закон, установивший на три года пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для предпринимателей, работающих в таких сферах, как разработка программного обеспечения и защита информации.

И это уже дало резонанс положительной динамикой роста числа и выручки IT-ориентированных субъектов бизнеса.

Среди приоритетных задач - активная поддержка нашего кластера информационных технологий, в который сегодня входит 43 молодые амбициозные компании, чьи разработки востребованы не только в России, но и за рубежом.

Деловая активность и предпринимательская инициатива – это один из ключевых драйверов экономики.

Исходя из этого мы продолжили модернизировать инфраструктуру поддержки предпринимательства. Сегодня главный принцип функционирования всех объектов инфраструктуры – это оказание господдержки в одном месте – единое окно «Мой бизнес». Инструментами поддержки станут Многофункциональный Центр (МФЦ) для бизнеса, центр оказания услуг для бизнеса, центр поддержки предпринимательства, центр кластерного развития, центр поддержки экспорта.

Под эгидой Корпорации развития Орловской области будут объединены региональные фонды поддержки бизнеса и создан стратегический совет этих институтов развития.

Такая модель взаимодействия с инвесторами позволит детально прорабатывать инвестиционные проекты, привлекая к их реализации средства государственных программ поддержки, частных инвесторов, кредитных организаций.

Центры поддержки предпринимательства и кластерного развития оплачивают предпринимателям участие в российских и зарубежных выставках, сертификацию продукции, оказывают маркетинговые услуги, создают сайты. Выросла популярность консалтингового сервиса – бухгалтерский учет и юридическая помощь. Мы наблюдаем бум спроса на образовательные программы для предпринимателей.

Создали специальные виды поддержки для малого бизнеса моногорода Мценск. Там открыты филиалы фонда поддержки предпринимательства и фонда микрофинансирования.

Повысил эффективность своей работы Региональный центр поддержки экспорта. На площадях областного МФЦ созданы три окна «МФЦ для бизнеса», в которых оказывается 113 государственных, муниципальных услуг для предпринимателей, а также дополнительных услуг инфраструктуры поддержки бизнеса и Сбербанка.

В 2019 году объем средств, выделяемых на организацию поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, мы увеличиваем почти в 3,5 раза.

Сейчас в регионе сформирована действенная система налоговых льгот для субъектов МСП: действуют региональные законы о налоговых каникулах и пониженных налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения.

Наша задача максимально облегчить не только процедуры создания и ведения бизнеса, но и дать направления, готовые бизнес-планы каждому желающему им заниматься. Поручаю Департаменту экономического развития и инвестиционной деятельности во взаимодействии с Департаментом по проектам развития территорий Орловской области и иными органами исполнительной государственной власти специальной компетенции региона проработать и запустить проект «100 бизнесов».

(другое название «Про100» или «100Би»). На выходе мы должны получить 100 готовых бизнес-планов с четкой навигацией по государственной поддержке и «дорожные карты» по старту малого бизнеса в различных отраслях экономики и социальной сферы с учетом специфики сельских муниципальных образований и городов региона. Индикатор эффективности: число участников проекта и существенный прирост числа рабочих мест.

Эффективная реализация инвестиционных проектов и устойчивое функционирование субъектов бизнеса напрямую зависит от состояния делового климата в регионе.

От системы государственной поддержки инвестиций, упрощенности административных процедур, взаимодействия с контрольно-надзорными органами и их понимание ответственности за достижение регионом поставленных задач.

В текущем году мы приняли ряд нормативных правовых документов, расширяющих перечень мер господдержки инвесторов: утвержден порядок предоставления субсидий в целях возмещения части затрат на строительство (реконструкцию) производственной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, который позволяет новым предприятиям компенсировать часть своих затрат в размере половины суммы налогов.

Внесены изменения в Закон Орловской области «О налоге на имущество организаций», устанавливающие исключение движимого имущества из налоговой базы для юридических лиц.

Мы пошли на качественное реформирование Инвестиционного совета Орловской области, изменили функционал, ввели в состав представителей финансовых и ресурсоснабжающих организаций.

Для стимулирования притока капиталовложений в экономику мы увеличили перечень критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Получить земельный участок в аренду без торгов теперь могут организации, реализующие инвестиционный проект по строительству многоквартирных домов при условии безвозмездной передачи не менее 10% общей площади жилых помещений в муниципальную собственность или государственную собственность Орловской области. Это жилье будет предоставляться гражданам, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций , переселенцам из аварийного жилищного фонда, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Аналогичный порядок аренды и для организаций, реализующих инвестиционные проекты по строительству многоквартирного дома с планируемым объемом капитальных вложений не менее 50 миллионов рублей после выполнения обязательств по содействию в восстановлении нарушенных прав граждан -«обманутых дольщиков».

Напомню, новыми возможностями уже воспользовались строительные компании «Холикон-Развитие» и «Инжилком» для реализации пилотных инвестиционных проектов «Наугорский» и «Многоквартирный жилой дом на ул. Левый берег реки Оки» в Орле.

При этом «Холикон-Развитие» уже возводит 80-ти квартирный жилой дом общей жилой площадью 5,6 тысяч квадратных метров. В соответствии с законодательством для нужд города будет выделено от 10 до 12 современных благоустроенных квартир. Всего в рамках Программы за пять лет застройщиком планируется освоить территорию площадью более 3 гектаров. Это позволит расселить и снести 11 ветхих домов, признанных аварийными после 2012 года и не попавших в бюджетные программы. На высвободившихся после сноса территориях будет возведено более 35 тысяч квадратных метров комфортного, современного жилья с развитой инфраструктурой, из которых не менее 4,5 тысяч квадратных метров будут переданы администрации города.

В сферу инвестиционных интересов власти и бизнеса пришли современные информационно-коммуникационные технологии. В регионе набирает популярность динамичный многоязычный Инвестиционный портал Орловской области.

К концу года он будет адаптирован еще и для китайской аудитории. Инвестпортал - агрегатор всей актуальной информации об инвестиционных возможностях региона, мерах господдержки, законодательстве в данной сфере. Метод «одного клика» позволяет нажатием одной кнопки направить заявку о намерении реализовать инвестиционный проект, подать документы на получение мер поддержки, а написать в уполномоченный орган власти. Срок рассмотрения таких обращений мы сократили втрое - до 10 рабочих дней.

В уходящем году жители активно участвовали в дискуссиях по символике региона, голосовали в выборах логотипа Орловской области. Но логотип – не самоцель, а инструмент управления имиджем территории. Поручаю сформировать проектный офис из представителей органов власти, экспертного сообщества и общественности по созданию концепции маркетинга Орловской области. На выходе мы должны получить стройную систему использования рекламных технологий в логике развития Орловской области. Для продвижения на внешних рынках инвестиционной привлекательности региона, орловских товаров и предприятий, туризма и достопримечательностей, человеческого капитала.

Правительство Орловской области работает над повышением инвестиционной конкурентоспособности региона, постоянно совершенствуя условия ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности.

12 целевых моделей улучшения инвестиционного климата – это системный алгоритм повышения инвестиционной привлекательности территории. Прорывом года в данной работе стало перемещение на 21 пункт позиции Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата (с 48 на 27 место).

В 2018 году среднее значение выполнения показателей по целевым моделям в регионе составляет 92 %, на 3% выше общероссийского показателя. Удалось добиться значительного сокращения целого ряда административных процедур.

Срок получения разрешения на строительство сокращен на полмесяца - с 89 до 76 дней. Средний срок регистрации прав собственности снижен до минимума с 7 до 3 дней. Среднее время прохождения процедуры постановки на кадастровый учет занимает 4 рабочих дня. Время подключения объектов к электросетям снижено на три недели - со 110 до 90 дней, к газопроводу - на полтора месяца, со 180 до 135 календарных дней.

Успехи в сокращении барьерной среды для бизнеса мы относим к созданию межведомственных проектных команд, что упростило координацию задач и действий между территориальными федеральными ведомствами и региональной властью.

Кроме того, мы стали значительно активнее применять проектный подход в реализации приоритетных задач развития региона. В области успешно функционирует собственная информационная система сопровождения проектной деятельности.

Сейчас ведем большую работу по переходу на применение методики проектного управления в муниципальных образованиях Орловской области.

До конца года планируется запуск первых районных проектов по решению важных задач социально-экономического развития территорий.

«Реформа контрольной и надзорной деятельности» - важнейшая программа по улучшению деловой среды.

Мною создан Координационный совет по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности. На регулярной основе проводится публичное обсуждение правоприменительной практики.

Ведется работа по внедрению элементов риск-ориентированного подхода при проверочных мероприятиях.

Мы должны искать точки баланса интересов проверочных структур и бизнеса. С одной стороны: обеспечение безопасности жизни и здоровья, пресечение злоупотреблений и нарушений. С другой - разбюрократизация, профилактика, помощь. Работаем над совершенствованием информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности.

Нововведением года стало широкое вовлечение экспертного и делового сообщества в решение проблем бизнеса, социально-экономическое развитие региона, в работу над стратегическим планированием.

Хочу особо отметить огромную роль в этой деятельности экспертного Совета при Губернаторе.

В развитие экономики и социальной сферы Орловской области за 9 месяцев 2018 года за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий мы направили более 35 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал. Это на 15,6 % выше аналогичного показателя 2017 года. По итогам года оцениваем объем инвестиций в основной капитал в 47 миллиардов 400 миллионов рублей.

Таким образом, наша целенаправленная работа по устранению проблем, сдерживающих инвестиционную активность бизнеса, приносит реальные положительные результаты.

Вместе с тем, мы прекрасно осознаем, какие крупные задачи нам еще предстоит решить. В частности, серьезным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, а значит и наши возможности в работе по повышению уровня жизни населения, является нехватка финансовых средств на инфраструктуру развития и слабая вовлеченность региона в федеральные проекты. Проведен глубокий анализ ситуации и на сегодня у нас есть четкое понимание, за счет чего её можно исправить.

В целях создания режимов благоприятствования инвестициям нами возобновлена работа по формированию особой экономической зоны (ОЭЗ) в Орловской области. В Правительстве региона с участием Корпорации развития Орловской области создана рабочая группа по подготовке заявки на создание первой очереди Особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которая будет подана в Министерство экономического развития Российской Федерации до 1 января 2019 года.

Просчитаны оптимальные модели бюджетного участия в строительстве производственной инфраструктуры по созданию первой очереди ОЭЗ. Наиболее рациональной с позиций обеспечения инфраструктурой и градостроительной документацией является территория индустриального парка «Зеленая роща» в Мценском районе, а в качестве Управляющей компании - Корпорация развития Орловской области.

Сегодня на территории «Зеленой рощи» планируется реализация не менее 10 инвестиционных проектов. В их числе: предприятие по глубокой переработке зерна; производство по разведению рыбы в установках замкнутого водоснабжения; производство по переработке рыбы; производство упрощенного потокового газового хроматографа; молокоперерабатывающий завод; производство подшипников скольжения с применением инновационных полимерных материалов; производство полиэтиленовых пакетов и полимерных изделий; производство фальцевой кровли; производство источников возобновляемой энергии.

По нашим расчетам, создание особой зоны даст не только приток новых инвесткомпаний, но и прирост производственных цепочек поставок-закупок оборудования, материалов, готовой продукции, развитие логистической и транспортной инфраструктуры, сопутствующих отраслей.

Всё это, в конечном счете, должно привести к созданию новых рабочих мест для жителей области и повышению качества жизни орловцев.

Считаю важным, что нам удалось заметно продвинуться в работе по приданию Моногороду Мценск нового экономического статуса «территории опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР). Сданы документы в профильные органы федеральной власти. Наша цель – локализация в Мценске территории с льготным налоговым режимом для привлечения инвестиций и создания новых производств на свободных площадях в промышленной зоне.

Заявка Орловской области о создании территории опережающего развития одобрена протоколом заседания Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития. С инвесторами подписаны рамочные соглашения о намерениях реализовать пять инвестиционных проектов на сумму около 5 миллиардов рублей. Изначально в проект планируется привлечь порядка 15 резидентов, которыми будет создано 1000 рабочих мест.

Сегодня мы ставим крупные, амбициозные задачи. Для их решения региону нужны грамотные, современные кадры.

Поэтому подготовку таких кадров, инвестиции в человеческий капитал, мы рассматриваем как инвестиции в будущее Орловщины.

В числе важнейших проектов в этом направлении, - начатая нами масштабная работа по созданию в Орловской области многопрофильного и многофункционального колледжа по подготовке ТОП-50 перспективных профессий. Ориентир - востребованный рынок высококвалифицированных кадров для обеспечения новых производств и предприятий. Проект уже получил поддержку Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева и Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Михайловича Котюкова. В настоящее время он активно прорабатывается с регионами ЦФО и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Предполагается, что на базе Колледжа будет вестись подготовка по новым и перспективным специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда. Топ-отрасли: информационные и коммуникационные технологии, обслуживание транспорта и логистика, строительство, промышленные и инженерные технологии, сфера услуг.

Насущное требование времени и один из ключевых современных вызовов – это цифровизация во всех сферах социально-экономической деятельности и в государственном управлении.

Мы обязаны совершенствовать модели управления в государственном секторе, рационализировать внутренние процессы, повышать качество нашей работы. Власть должна становиться более эффективной, мобильной и прозрачной, но, при этом, всё менее затратной.

Главной ценностью цифровой экономики является информация - данные. Исходя из этого в регионе уже завершаются работы по созданию ситуационного центра региона, как базовой платформы, которая будет поступательно накапливать данные разных источников. Анализ больших данных – это залог объективных оценок ситуации и более проработанных управленческих решений во всех сферах деятельности.

В фокусе особого внимания Правительства региона находится бюджетная политика и финансовая сфера.

Главные достижения уходящего года - рост поступлений доходов и снижение государственного долга Орловской области.

За 11 месяцев 2018 года в доходную часть областного бюджета поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 17 миллиардов 400 миллионов рублей с ростом к аналогичному периоду 2017 года почти на 2 миллиарда рублей. Темп роста - выше 112 процентов.

По налогу на прибыль организаций поступления за 11 месяцев 2018 года составили 4 миллиарда 700 миллионов рублей с приростом к аналогичному периоду 2017 года на 21 процент.

Значительные темпы роста складываются по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. За 11 месяцев текущего года поступление налога увеличилось на четверть – более, чем на 241 миллион рублей к уровню 2017 года.

Поступления территориального дорожного фонда по состоянию на 1 декабря 2018 года превысили 3 миллиарда рублей. Темп роста - 108 процентов.

На 1 января 2018 года государственный долг Орловской области составлял 18 миллиардов 342 миллиона рублей.

В апреле текущего года Правительству Орловской области за счет собственных доходов удалось сократить объем заимствований на 206,5 миллионов рублей. Приняты действенные меры по снижению расходов на обслуживание.

За счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) мы сократили расходы на обслуживание государственного долга в 2018 году почти на 121 миллион рублей.

Кроме того, работа по замещению имеющихся коммерческих кредитов кредитами с более низкими процентными ставками позволила снизить расходы на обслуживание государственного долга на сумму 21 миллион рублей.

Проведенная в конце 2017 года эмиссия государственных облигаций и привлечение бюджетных кредитов позволили нам оптимизировать структуру государственного долга области и сократить в 2018 году расходы на его обслуживание в размере порядка 330 миллионов рублей.

Таким образом, в совокупности, нам удалось сократить расходы на обслуживание государственного долга почти на полмиллиарда рублей.

Все вышеперечисленные мероприятия дали возможность направить высвободившиеся денежные средства на финансирование социально значимых расходов областного бюджета.

И еще о важном! В следующем году мы будем увеличивать бюджетное финансирование по направлениям, способным значимо повлиять на инвестиционную активность.

Так, на 2019 год планируются бюджетные ассигнования на:

развитие приоритетных направлений инвестиционной деятельности - 42 миллионов рублей;

развитие промышленной инфраструктуры Орловской области – 20 миллионов рублей;

субсидирование ставки по ипотечным кредитам – 20 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги!

Моя принципиальная позиция заключается в том, что все наши преобразования, вся работа по реализации инвестиционных проектов имеют смысл только в том случае, если они ведут к росту качества жизни людей. Исходя из этого остается безусловной и актуальной социальная ориентация государственной политики Орловской области.

В сфере здравоохранения в числе приоритетов мы видим решение двуединой задачи: обеспечение равного доступа к здравоохранению для всех жителей Орловской области независимо от места жительства, а также значительное повышение качества оказания первичной медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории).

Для этого впервые область приобрела девять современных передвижных Фельдшерско-акушерских пунктов для учреждений здравоохранения области. Строится еще девять стационарных ФАПов.

В регионе реализуется ведомственная целевая программа «Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Орловской области».

За год удалось снизить показатели смертности от болезней системы кровообращения на 2,3 %, болезней органов дыхания на 10,4 %, туберкулеза на 27,8 %, внешних причин на 8,0 %, смертность от дорожно-транспортных происшествий – на 12,2 %.

В сфере образования региона в штатном режиме функционирует 650 учреждений.

Успешно решаются задачи развития дошкольной сферы. Мы ввели почти 7 тысяч мест, ликвидировали очередь для детей от 3 до 7 лет. Приступили к реализации ведомственного федерального проекта по ликвидации очереди в дошкольные учреждения для детей от 2 месяцев до 3 лет.

Началось строительство 2 детских садов на 460 мест в Орле и Орловском районе. Еще 400 мест введем в 2019 году за счет ресурса имеющихся площадей.

Для преодоления дефицита мест в государственных учреждениях считаю необходимым рассматривать альтернативные форматы обеспечения детей дошкольным образованием. Поручаю Департаменту образования Орловской области разработать и запустить пилотные проекты создания семейных и домашних детских садов.

Сегодня перед региональной властью стоит важнейшая задача по ликвидации второй смены более чем в 40 в школах. Чтобы свыше 10 тысяч орловских детей смогли перейти на односменное обучение, мы продолжаем строить и реконструировать образовательные учреждения. Но нужно четко понимать ориентиры, ресурсы и возможности. Поручаю Департаменту образования разработать «дорожную карту» поэтапного решения проблемы «второй смены» с детальной проработкой потребности в дополнительных местах по муниципальным образованиям, аудитом имеющихся помещений, мероприятий по срокам и исполнителям.

В 2018 году удалось значительно обновить материально-техническую базу сферы образования. Назову лишь некоторые результаты этой работы:

- 31 миллион рублей получили 18 сельских образовательных организаций на мероприятия по улучшению условий для занятий физкультурой и спортом;

- В 9 образовательных организациях профинансированы работы по созданию безбарьерной среды в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

- Сняли проблему школьных автобусов с предельным сроком эксплуатации на селе. Вместо планируемых единичных закупок в 2018 году мы смогли увеличить парк школьных автобусов на 75 единиц;

- в 6 школах проведено обустройство теплых санитарно – бытовых помещений;

- капитальный ремонт Знаменской школы Орловского района профинансирован из резервного фонда Правительства области в сумме 25 миллионов рублей.

- 36 объектов образования вошли в новый учебный год после текущего и капитального ремонта.

Реализацию программ среднего профобразования в регионе осуществляют 19 профессиональных образовательных организаций, 6 вузов и филиалов вузов. 15 % бюджетных мест приходится на новые и перспективные профессии и специальности. Ежегодно более 75 % выпускников трудоустраиваются по полученной специальности (профессии).

На базе 6 профессиональных образовательных организаций созданы Многофункциональные центры прикладных квалификаций, за год в них прошли подготовку порядка 2,5 тысяч человек.

Одним из важных условий поступательного развития области в 2018 году стало создание максимально близкой и открытой системы взаимодействия власти с жителями региона, учет предложений граждан, лидеров общественного мнения и экспертов, широкое взаимодействие с институтами гражданского общества.

Такой подход позволил нам находить правильные решения многих проблем с участием жителей области. Концентрировать ресурсы на тех направлениях, которые граждане считали первоочередными. Строить планы работы Правительства области на основе тех проблем, которые в первую очередь волновали самих орловцев.

В рамках реализации государственной программы «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества» на поддержку 40 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в 2018 году направлено 10 млн. рублей.

Это позволило нам продолжить поддержку поискового движения и достойно провести «Вахту памяти 2018», спортивно-патриотическую игру «Тропа Героев», на высоком уровне провести такие акции как: «Международный фестиваль «Мода на русское», литературный конкурс «Родине поклонитесь…», посвященные знаковому для России и всей мировой культуры 200-летнему юбилею И. С. Тургенева», другие важные мероприятия, направленные на нравственно-патриотическое и эстетическое просвещение и воспитание.

Эта работа, безусловно, будет продолжена и в 2019 году. Размер господдержки общественно-значимых проектов Некоммерческих организаций увеличивается и составит 10,3 млн. рублей.

В 2018-м одной из первых в стране Общественная палата Орловской области сформировала четыре общественных совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания.

Это хороший пример нашей совместной, результативной работы. Заслуживает высокой оценки работа Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг в сфере охраны здоровья:

проведено 44 контрольных мероприятия и анкетирование с участием свыше 3 тысяч жителей региона.

Очередь власти – реагировать на общественную диагностику.

2018 год - год волонтера. Мы с удовлетворением отмечаем, что добровольцы на Орловщине становятся неотъемлемой, активной, мобильной и незаменимой частью гражданского общества региона. Достижения орловских волонтеров получили высокую оценку Всероссийского конкурса «Доброволец России – 2018»: проект руководителя клуба волонтеров «Альтаир» Воробьевой Елены «Инклюзивный спектакль «Открытая дверь» вошел в десятку лучших проектов в номинации «Вдохновленные искусством» и занял 3 место в России по итогам народного голосования.

Мы поздравляем Елену с этим успехом и, безусловно, будем и дальше оказывать подобным проектам всю возможную поддержку.

Уважаемые друзья!

Задача государственной власти - это каждый день, каждый час направлять наши усилия на улучшение жизни людей.

Мы понимаем, что решение этой задачи осложняется финансовыми ограничениями, целым рядом объективных трудностей и рисков.

В этой связи ключевое значение приобретает наша способность максимально эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Концентрировать их на важнейших направлениях. Конструктивно взаимодействовать со всеми здоровыми силами региона.

Вместе находить пути решения наиболее злободневных вопросов.

Так, например, на территории региона в очередях на улучшение жилищных условий состоит около 9 тысяч семей, а по итогам соцопросов каждая третья семья хотела бы улучшить свои условия проживания.

Один из острых вопросов - аварийное жилье. Своей очереди на расселение ожидают более 5,5 тысяч человек.

Следовательно, мы и дальше должны уделять особое внимание работе по стимулированию строительных компаний, повышению доступности жилья, снижению стоимости квадратного метра, снижению стоимости ипотеки, вовлечению в оборот земельных участков.

Необходимо продолжить поиск механизмов развития комфортной городской среды и комплексного развития населенных пунктов, в том числе поэтапное внедрение концепции «Умный город», включающей информационные системы в сфере безопасности, мобильные сервисы, транспортные приложения.

Рост автомобилизации населения выводит проблему безопасных и качественных дорог на первый план.

Насущной необходимостью остаются повышение качества дорожного покрытия, снижение числа перегруженных автодорог; применение новых технологий и улучшение качества дорог; новых подходов в эксплуатации дорожной сети; новых транспортных схем; введение понятных и простых условий работы пассажирского транспорта.

Значительных финансовых вложений требует инфраструктура в сфере теплоснабжения и водоснабжения, испытывающая риски надежности функционирования.

Мы видим положительные тренды в реальном секторе.

Но для устойчивого роста нужно решить проблемы, тормозящие развитие промышленности. Это: производственно-технологическое отставание, высокий моральный и физический износ основных фондов, устаревшие технологии производства.

Нельзя умалчивать и темы дефицита собственных средств у субъектов промышленного производства, недостатка высококвалифицированных рабочих массовых профессий и инженерно-технических работников, стагнации многих товарных рынков, снижения спроса на продукцию, разбалансированности планирования производства. Следствие всего этого - замедление реализации инвестиционных программ предприятий.

Поручаю Департаменту промышленности и торговли разработать «дорожную карту» по поступательному разрешению проблемных вопросов отрасли с обозначением показателей эффективности мероприятий.

Для роста производства в Агропромышленном комплексе надо сконцентрироваться на привлечении инвестиций в сферу пищевой и перерабатывающей промышленности региона, в развитие действующих предприятий, в инфраструктуру по хранению, подработке и заморозке продукции овощеводства и плодоводства. Возникает потребность в вовлечении сельхозтоваропроизводителей в активную работу на торговых электронных площадках.

Поручаю Департаменту сельского хозяйства проработать план мероприятий по данным направлениям.

Централизация и развитие крупных холдингов всё настойчивее требует активной поддержки малых форм хозяйствования, предложения им государственной поддержки для освоения перспективных рынков, развития сельскохозяйственной кооперации.

Для повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса в АПК за счет освоения высокомаржинальных и развивающихся рыночных ниш поручаю Департаменту сельского хозяйства Орловской области совместно с Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности приступить к реализации проекта поддержки субъектов МСП, ориентированных на биотехнологии и производство органической продукции сельского хозяйства.

По предварительным прогнозам в среднесрочной перспективе эта сфера деятельности может оформиться в кластер из числа новых и переспециализированных фермерских, личных подсобных хозяйств и предпринимателей и закрепить кадры на селе.

В 2018 году мы предоставили гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов 4 кооперативам в размере порядка 42 миллионов рублей.

Утвердили региональный проект (программу) Орловской области «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В ходе реализации указанного проекта за 2019 – 2024 годы будут вовлечены в кооперацию 644 сельскохозяйственных товаропроизводителей. Все это позволит сохранить занятость на селе.

Внешняя конъюнктура диктует поиск решений для удвоения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки. Выполнение задачи Майского указа Президента России по удвоению экспорта продукции АПК мы видим в развитии экспортно-ориентированных предприятий. По итогам 10 месяцев 2018 года мы достигли увеличения экспорта продукции АПК на 29 % - почти на 16 миллионов долларов США по сравнению с 2017 годом.

Нами разработан региональный проект «Экспорт продукции АПК». Планируем довести экспорт продукции АПК в 2019 году до 79 миллионов долларов США, в 2021 году – до 113 миллионов и к 2024 году – 145 миллионов.

Уже сейчас по таким предприятиям как «Орелмасло», «Знаменский СГЦ», «Залегощенский сахарный завод» и «Авангард Агро Орел» разработаны и направлены в Минсельхоз России корпоративные программы международной конкурентоспособности.

И еще об экспорте. Это наш приоритет, огромный потенциал и одно из условий экономического прорыва. Объем экспорта за январь-октябрь текущего года достиг планки в 200 миллионов долларов США, что на 17 % больше аналогичного периода прошлого года.

Основные товарные группы экспорта Орловской области – это машиностроительная продукция (42 %), продовольственные товары и сырье (32 %), металлы и изделия из них (7 %).

Экспортные поставки осуществляют 192 предприятия, из которых 131 – малые и средние предприятия. В текущем году при содействии Центра поддержки экспорта заключено 26 экспортных контрактов 16 предприятиями на сумму 163 миллиона рублей. На поддержку экспортной деятельности уже направлено более 8 миллионов рублей, в 2019 году сумму увеличим на 20 миллионов. Это позволит оказать поддержку не менее 130 предпринимателям, компенсировать затраты на маркетинговые исследования зарубежных рынков, на участие в международных выставках и ярмарках, сертификацию продукции для поставки за рубеж.

Мы создадим в 2019 году в Орловской области точку присутствия АО «Российский экспортный центр». Это канал доступа к прямому субсидированию затрат на экспорт, а также кредитно-гарантийной поддержке федерального уровня.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» планируем ежегодное выведение на экспорт не менее 10 новых компаний.

Поручаю Департаменту экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области сформировать «дорожную карту» по реализации указанных мероприятий.

За год мы накопили опыт решения задач совместно с экспертами, депутатским корпусом, деловыми кругами, активами муниципальных образований и гражданским обществом. Принимая во внимание этот опыт и остроту выявляемых проблем, считаю первостепенным для всех уровней исполнительной и законодательной власти Орловской области сосредоточить усилия, материальные и финансовые ресурсы на определении инвестиционных и социальных приоритетов.

В числе приоритетов мы видим масштабный рост инвестиций в строительство, модернизацию этой отрасли.

Наша задача - стимулировать ее вовлечением в оборот земельных участков, дальнейшим снижением административных барьеров, развитием жилищного кредитования.

Поручаю Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области продолжить работу по облегчению условий ипотеки для жителей области, принимая достигнутые трехсторонние договоренности между Правительством области, компаниями-застройщиками и кредитными организациями по возможности установления нижнего предела региональной ипотеки в 6% годовых. Прошу разработать «дорожную карту» и принять новую программу «Ипотека» по повышению доступности ипотечных кредитов.

С первого января 2019 года начинает действовать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами.

За весь процесс вывоза, сортировки, утилизации и захоронения твёрдых коммунальных отходов теперь будет отвечать региональный оператор. Основная цель - улучшить экологическую ситуацию в регионе, сделать города и другие населенные пункты Орловской области более комфортными.

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с коммунальными отходами на 10 лет получила Управляющая компания «Зеленая роща».

Какие задачи мы ставим:

- Полностью ликвидировать стихийные свалки на природных и сельскохозяйственных объектах области;

– Постепенно внедрить раздельный сбор мусора, максимально вовлечь отсортированный мусор во вторичную переработку;

– Поставить сферу обращения с твердыми коммунальными отходами под контроль государства и общественности. Под жесткий контроль будет взята деятельность всех транспортных организаций, занятых в сфере услуг по вывозу мусора, владельцев и арендаторов полигонов, контейнерных площадок. Это – системная программная работа.

Поручаю Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области разработать «дорожную карту» приступить к ее реализации по следующим задачам и направлениям.

Предлагаю принять новую программу «Экология» по введению новых мощностей по переработке твердых коммунальных отходов.

Также в порядке поручения Департаменту считаю необходимым:

завершить создание Центра содействия строительству. Этот сервис-центр должен объединить всех участников лицензионно – разрешительной работы, сопровождать любые инвестпроекты на территории области;

завершить создание Центров компетенций в области жилищного строительства, городской среды и дорожной деятельности;

продолжить цифровизацию транспортной и дорожной систем;

возобновить работы по расселению аварийного жилья, в том числе с применением договоров о развитии застроенной территории и программы «Ответственный застройщик»;

сформировать единую концепцию развития городской среды на территории областного центра;

продолжить реализацию инфраструктурных проектов. Важно сконцентрироваться на дорожной деятельности за счет создания новых производств, внедрения новых технологий и экономических стимулов сохранности автомобильных дорог.

В области созданы условия, предпосылки и механизм поддержки производственного сектора.

Миссия Фонда развития промышленности Орловской области на 2019 год и перспективу:

– моделирование финансовых механизмов привлечения средств на реализацию инвестиционных проектов и нефинансовых инструментов по продвижению создания новых и модернизации существующих производств;

- роль «единого окна» по оказанию мер государственной поддержки в сфере промышленности;

– площадка активного взаимодействия науки, бизнеса и финансовых структур;

– инструмент реализации национальных программ по повышению производительности труда и экспортному ориентированию региональной промышленности.

Важнейшие векторы работы:

- совершенствование работы регионального сегмента Государственной информационной системы промышленности за счет широкого вовлечения и охвата промпредприятий и субъектов государственных закупок региона;

- создание условий для развития новых компетенций в промышленности;

- развитие промышленной инфраструктуры (индустриальных парков, промышленных кластеров и технопарков, новых производственных площадей и незадействованных площадей промышленных предприятий и муниципалитетов).

Поручаю Департаменту промышленности и торговли Орловской области в кратчайший срок завершить разработку предложений по всем видам поддержки предприятий, планируемым в рамках деятельности фонда.

В современных условиях возрастает роль и значение Корпорации развития Орловской области, от которой требуется системная прикладная работа по привлечению и сопровождению инвестиционных проектов в регион. Организация этой деятельности на принципах проектного управления должна качественно изменить подход к реализации инвестиционной политики, сделать работу региональных управленческих команд конкретной, измеримой, достижимой, планомерной и нацеленной на конечный результат. Прошу считать такой подход к стратегии деятельности Корпорации моим поручением.

Необходимо совершенствовать механизмы обратной связи между государственными структурами, предприятиями и организациями, предпринимателями и их общественными объединениями для совместного решения возникающих вопросов. Смелее откликаться и шире использовать предпринимательские инициативы граждан.

Нужно помогать эффективной самореализации инициативных граждан и направлять этот потенциал на социально-экономическое развитие региона.

Мы обязаны делать ставку на молодежь, вовлекать ее в социально-политическую жизнь общества, развивать молодежные институты самореализации и самоуправления.

Региональный конкурс «Молодые кадры Орловщины», впервые апробированный в этом году, показал свою эффективность. Мы увидели реальную заинтересованность в повышении компетенций, росте профессионализма и карьерные амбиции у почти тысячи молодых людей. Мы смогли создать здоровую состязательную среду, соревнование интеллектов и идей. Рассмотрели и обсудили сотни новых и нестандартных проектов развития Орловщины. Выбрали лучшие и запустили их в работу.

Мы создали кадровый резерв нового типа. И уже встроили в функционал власти победителей конкурса «Молодые кадры Орловщины». Владиславу Матвееву предложена должность начальника управления инвестиционного развития Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности, а Александру Вострикову - должность заместителя руководителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области. Андрей Карпов вошел в руководство Департамента развития территорий.

Отбор кадров будет продолжен, программа «Молодые кадры Орловщины» в 2019 году вступает в новую фазу развития.

Сегодняшняя молодежь - преемник наших начинаний. Выявление и содействие реализации социально значимых молодежных инициатив и проектов, совершенствование системы «социальных лифтов» должно стать важнейшим приоритетом в работе всех государственных органов.

Прошу считать это моим поручением.

Мы продолжим совместно обсуждать и реализовывать инициативы, направленные на динамику, рост, улучшение всех сфер деятельности.

Те направления работы, которые мы озвучили и обозначили, уже должны стать «рабочим журналом» органов власти региона.

Учитывая это, поручаю руководителям органов исполнительной государственной власти Орловской области к 1 февраля 2019 года разработать «дорожные карты» по реализации предложенных инициатив в подведомственных сферах.

Помимо озвученных задач мы вместе должны помнить и об ответственности за качество и эффективность исполнения.

Пришла пора определять и закреплять для каждого специалиста органов власти и органов местного самоуправления степень его вовлеченности, результативности и ответственности за реализацию инициатив Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, отраженных в его Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по реализации приоритетных национальных проектов, призванных стать главным инструментом социально-экономического развития страны.

Мы с Вами фактически приступили к разработке мероприятий социально-экономического развития региона даже немного ранее подписания Президентом России майского Указа.

Наш диалог с жителями области по обсуждению концепций развития городов и районов, обсуждение перспективных направлений развития экономики региона с бизнес-сообществом и предпринимателями легли в основу, предложенных мною в рамках отчета Правительства Орловской области в апреле текущего года 10 стратегических задач развития региона. Каждая легла в основу отдельной программы или конкретного проекта, которые получили название «Губернаторские».

В свою очередь их формирование синхронизировалось с мероприятиями региональных государственных программ и муниципальных программ Орловской области. Наш расчет оказался точным: основные направления Губернаторских программ остаются актуальными и большинство из них нашли отражение в приоритетных национальных проектах.

Коротко о показателях, достигнутых в рамках реализации Губернаторских программ.

Программа «Реальные инвестиции» направлена на привлечение капитальных вложений производственный сектор региона

Ключевой акцент программы – на развитие уже существующих проектов, доказавших свою результативность и на поддержку вновь создаваемых производств.

Цель - не только увеличение объема инвестиций, но и создание новых рабочих мест, развитие территорий, социальная ответственность бизнеса.

Так, объем инвестиций по проектам, включенным в реестр инвестиционных проектов Орловской области, за 9 месяцев текущего года составил порядка 17 миллиардов рублей и уже превысил годовой показатель 2017-го. Это индикатор эффективности господдержки инвесторов.

Комплексная программа «Наш дом: комфортная среда» предусматривает благоустройство дворовых территорий и создание общественных пространств во всех без исключения населённых пунктах Орловской области.

Сейчас завершены работы по всем дворовым и общественным территориям программы, включенным по результатам рейтингового голосования жителей.

Программа «Стандарт дорожных работ. Объёмы и качество». Цель: решение проблем состояния региональных дорог. Задачи: улучшение качества ремонтных работ, использование эффективных технологий и современных материалов, усиление контроля, прозрачность организации.

Программа «Ответственный застройщик» нацелена на выполнение важнейшей социальной задачи - предоставление жилья очередникам, переселяемым из аварийного жилищного фонда и другим категориям граждан. В Орловской области впервые внедрен механизм конкурсного отбора компаний-застройщиков, в котором одним из основных критериев станет объём передаваемого жилья.

Программа «Инфраструктурные объекты». Задачи: реализация проектов по ремонту мостовых сооружений, строительству Западного обхода г. Орла, развитие Орловской ТЭЦ, водо- и газоснабжающих предприятий региона.

Региональный проект «Порядок в сфере ЖКХ» направлен на защиту потребителей услуг ЖКХ и наведение порядка в работе управляющих компаний. Задача: полный охват многоквартирных домов управляющими организациями.

Программа «Помощь в развитии муниципальных образований». Это – моя работа-практикум по результатам посещения муниципальных образований. В контексте программы в решении актуальных вопросов районов слаженно также работали депутаты областного Совета народных депутатов.

В программе - мероприятия, как по разработке проектно-сметной документации, так и по строительству, реконструкции и ремонту муниципальных объектов и иные наиболее острые, волнующие жителей районов вопросы, ограниченные в решении в рамках муниципалитета.

Всего в программе 208 мероприятий, из которых по состоянию на 1 декабря 2018 года исполнено уже более 150.

В фокусе внимания: спортзал Хомутовской средней школы; строительство пристройки под пищеблок к зданию Краснозоренской средней школы; оконные блоки в 11 образовательных учреждениях Орловского района, оснащение мебелью Совхозной школы Корсаковского района;

закупка аппарата ультразвуковой диагностики для Новодеревеньковской ЦРБ; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Кромы, ремонтные работы в средней школе № 3 и гимназии в г. Болхове и многие другие мероприятия.

Мы намерены расширить программу «Помощь в развитии муниципальных образований». На разноформатную совместную работу нацелено наше решение о создании Департамента по проектам развития территорий. Мы будем помогать не только в «расшивании» проблемных социально-инфраструктурных вопросов, но и содействовать реализации проектов экономического развития территорий. К примеру, в соответствии с Инвестиционной стратегией Орловской области ряд муниципальных образований, на территориях которых имеются естественные водоемы, в качестве востребованных и перспективных видов деятельности обозначили прудовые хозяйства и выращивание товарной рыбы. Поручаю Департаменту сельского хозяйства Орловской области во взаимодействии с органами власти муниципальных образований разработать пилотные проекты производства товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на территориях Дмитровского, Малоархангельского, Знаменского и Корсаковского районов.

Программа «Молодая семья» рассчитана на 3 года и аккумулирует мероприятия 6 государственных программ Орловской области, касающихся темы демографии – развитие здравоохранения и образования, спорта и молодежной политики, жилищной и коммунальной сферы.

Первый год реализации программы: начато строительство двух детских садов в микрорайонах «Болховский» и «Зареченский» вместимостью 230 мест каждый, с вводом их в эксплуатацию в 2019 году. Цель: сокращение очереди в детские сады для детей в возрасте до 3 лет. В 9-ти образовательных организациях созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в 18 муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, проведены ремонтные работы.

Проект «Народный бюджет». О его эффективности я говорил выше. Цель: определение и реализация социально значимых мероприятий, инициированных гражданами и включенных в муниципальные программы.

Задачи: строительство, реконструкция, ремонт объектов социальной, коммунальной, дорожной инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности.

Инструменты проекта: реализация отобранных на конкурсной основе мероприятий финансируются не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением внебюджетных источников, включая средства граждан.

В 2018 году на реализацию 8 мероприятий проекта мы направили 14 миллионов рублей.

Выполнены:

благоустройство парка культуры и отдыха в Колпне;

капремонт здания часовни в военно-историческом комплексе «Вяжи» в Новосильском районе;

текущий ремонт спортивного зала Мценского Дворца культуры;

ремонт и благоустройство спортплощадок в парке «Славянский сад» в городе Ливны;

текущий ремонт зданий Гладкинской и Доброводской сельских библиотек Мценского района;

До конца 2018 года мы завершим:

ремонт Комплексного открытого спортивного сооружения в Новосильском районе и ремонт центральной площади деревни Алёшня в Залегощенском районе.

В бюджете-2019 на программу нами заложено 15 миллионов рублей.

Проект «Быстрое решение».

Цель: избавить граждан и бизнес от бумажной волокиты и очередей при оформлении документов.

Диверсифицируем проект за счет информатизации медучреждений, с вводом сервисов «электронная медицинская карта», «электронный рецепт», «электронный больничный».

В текущем году в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработан один из основных документов в системе стратегического планирования – Стратегия социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года.

Фактически сегодня сформированная Стратегия это плод нашего с вами совместного труда.

Стратегия впервые обсуждалась самым широчайшим образом и каждый эксперт или просто неравнодушный житель имел возможность включить в нее свои предложения или высказать критические замечания.

В Стратегии выделены основные цели и задачи, стоящие перед регионом в долгосрочном периоде, характеристика которых содержит описание укрупненного видения направлений будущего развития региона.

Основная цель стратегического развития до 2035 года – повышение качества жизни населения на основе создания высокотехнологичных производств, интегрированных в международную систему разделения труда, и комфортной среды проживания в Орловской области.

В проекте Стратегии определены основополагающие цели развития региона по пяти приоритетным направлениям. Это:

«Развитие человеческого капитала и социальной сферы».

«Создание комфортной среды для жизни на территории Орловской области».

«Создание условий для долгосрочного эффективного экономического развития»

«Повышение эффективности государственного управления и развитие гражданского общества».

«Повышение уровня бюджетной обеспеченности Орловской области и обеспечение эффективного использования государственного имущества».

По указанным приоритетным направлениям выделены 20 ключевых целей и систем дифференцированных задач.

В качестве основного механизма реализации Стратегии предлагается программно-целевой и проектный подход.

Такой подход предусматривает долгосрочное стратегическое планирование в соответствии с приоритетами развития отраслей и устанавливает основные направления государственной региональной политики.

Наиболее важным элементом механизма реализации Стратегии выступают государственные программы, направленные на решение конкретных задач, имеющие индикаторы, позволяющие оценить ход их исполнения. Стратегией предусматривается реализация порядка 100 бюджетных, коммерческих и комбинированных проектов.

Поручаю Департаменту экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области по завершению процедуры утверждения Стратегии Областным советом подготовить план реализации конкретных мероприятий по всем ключевым направлениям документа.

В основу перспективного экономического развития Орловской области, как и всей страны начинает возвращаться методология государственного планирования. Фундаментальное программно-целевое планирование направлений, инструментов развития и диверсификации отраслей экономики, качественной и интеллектуальной социальной сферы, медицины, образования; системы жилищного строительства;

создания комфортных условий жизни, организации тесного сотрудничества власти и общества - единственный, на мой взгляд, способ двигаться вперед. Это, выражаясь языком проектного менеджмента: управление развитием, управление стоимостью и человеческими ресурсами. Управление изменениями, рисками и безопасностью. Управление коммуникациями. Только так мы можем системно, организованно, эффективно приближаться к главной цели – повышению качества жизни жителей области.

Региональные программы взаимно интегрируются с региональными составляющими национальных проектов, создается масштабная матрица мероприятий приоритетных национальных проектов, государственных и муниципальных программ Орловской области.

Во главу угла на период с 2019 по 2024 годы мы ставим реализацию национальных проектов. Основной механизм реализации целей национального проекта – это федеральные и созданные на их базе региональные проекты, являющиеся его управленческой (проектной) единицей.

Для вхождения в федеральные проекты с целью привлечения средств федерального бюджета наша задача - разработать аналогичные региональные проекты, содержащие целевые показатели, результаты и мероприятия, относящиеся к полномочиям регионов.

Для обеспечения реализации национальных проектов распоряжением Правительства области утверждена организационная структура управления национальными проектами, а также перечень должностных лиц, ответственных за достижение целей и целевых показателей проектов.

Должен отметить положительный результат. Мы согласовали с федеральными министерствами и ведомствами участие Орловской области во всех мероприятиях национальных проектов, где предусматриваются региональные составляющие.

Уже 6 декабря 2018 года на заседании регионального штаба по улучшению предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров в Орловской области утверждено

46 региональных проектов и программа цифрового развития экономики Орловской области, которые направлены в подведомственные федеральные структуры для подготовки с ними соответствующих соглашений.

В контексте утвержденных проектов и программ определены планы мероприятий, а также объемы федерального финансирования для достижения поставленных целей и задач.

Предварительно оцениваем объем таких средств в 17 миллиардов рублей на ближайшие 6 лет. Уже в 2019 году Орловская область получит более 3 миллиардов рублей межбюджетных трансфертов.

Коротко об областных финансовых индикаторах в национальных проектах.

По проекту «Здравоохранение», в первую очередь, на борьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, создание единого цифрового контура в здравоохранении региону запланировано свыше 622 миллионов рублей.

По проекту «Образование» на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создание центра выявления и поддержки одаренных детей, создание детского технопарка «Кванториум», внедрение в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды региону выделяется порядка 367 миллионов рублей.

По проекту «Демография», в том числе на государственную поддержку семей при рождении детей, создание в детсадах дополнительных мест для детей в возрасте до трёх лет, поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения, создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом предусмотрено 842 с половиной миллиона рублей.

По проекту «Культура» на создание культурно-досуговых организаций клубного типа на территории сельских поселений, обеспечение развития муниципальных библиотек и детских музыкальных, художественных, хореографических школ и училищ инструментами и оборудованием будет выделено более 51 миллиона рублей.

По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в область поступит порядка 594 миллионов рублей федеральных субсидий и субвенций. Из них 512 миллионов будет направлено на развитие дорожной инфраструктуры в границах городской агломерации «Орловская» и почти 82 миллиона рублей - на ремонт автодорог регионального значения, помимо средств дорожного фонда.

По проекту «Жилье и городская среда» - на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и формирование комфортной городской среды область получит более 380 миллионов рублей.

По проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на развитие региональных гарантийных и микрофинансовых организаций, акселерацию субъектов малого и среднего бизнеса, популяризацию предпринимательства, поддержку фермеров в область поступит свыше 155 миллионов рублей.

По проекту «Экология» на сохранение лесного фонда и строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения в населенных пунктах выделяется более 38 миллионов рублей.

Это не полный перечень мероприятий, которые будут сопровождаться федеральным финансированием в рамках национальных проектов и программ. Распределение федеральных трансфертов по региональным секторам продлится, включая 1 квартал 2019 года.

Пока в стадии ожидания данные о финансовом обеспечении региональных составляющих по проектам «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Наука». Необходимые предложения по участию региона в указанных национальных проектах и программах нами своевременно направлены.

Как видите, мы уже добились очень серьезных финансовых поступлений в регион. И возложили на себя не менее серьезные обязательства и груз ответственности по их целевому и своевременному использованию.

Бюджет Орловской области принят в сопряжении со всеми обозначенными принципами и условиями. Он нацелен на достижение показателей национальных проектов в рамках региона.

Поручаю органам исполнительной государственной власти организовать безусловное выполнение мероприятий в рамках проектов с закреплением персональной ответственности руководителей и специалистов за достижение плановых результатов.

Уважаемые друзья!

Как видите круг целей и планов, стоящих перед Орловской областью, достаточно широк.

Уверен, при правильной организации государственного управления, во взаимодействии с деловым сообществом, в сотрудничестве с гражданским обществом все задачи выполнимы.

Главная ценность Орловщины – честные, талантливые и целеустремленные люди.

Орловская область продолжает свое движение вперед!

Спасибо за внимание!

 

Последнее обновление: 28.12.2018 г.

 

 

Инвестиционное послание
Главная – Инвестиционное послание
 
© 1998-2019 Администрация Губернатора и Правительства Орловской области