Администрация Орловской области
20 ноября 2018, 23:12 MSK
 
 
 
 
 
 
Наши партнеры
Орел регион
Орловское информбюро
Первый областной
Мониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения
 

Доклад о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного в 2017 году
в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации
на 2017 год, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 1751-р

В 2017 году органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области обеспечена реализация Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

Мониторинг правоприменения проведен в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 1751-р (далее – план мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год).

Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также сведений, поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.

Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» (далее – Методика осуществления мониторинга правоприменения), в порядке, утвержденном постановлением Правительства Орловской области от 20 мая 2013 года № 164 «Об утверждении Порядка проведения органами исполнительной государственной власти Орловской области мониторинга правоприменения в Орловской области».

Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве Орловской области.

С учетом правоприменительной практики в докладе содержатся предложения об изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.

 

Противодействие коррупции

 

В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере противодействия коррупции в части действия Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

В результате осуществления мониторинга правоприменения фактов несоблюдения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти Орловской области и государственных органов Орловской области при издании нормативного правового акта Орловской области, искажения смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта, несоответствия нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации, искажения смысла положений нормативного правового акта при его применении, неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействий) при применении нормативных правовых актов выявлено не было.

Вместе с тем в ходе осуществления мониторинга правоприменения были выявлены неполнота в правовом регулировании, коллизии норм права, использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие единообразной практики применения нормативных правовых актов.

 

1. Статьей 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») установлено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона к нормативным правовым актам Российской Федерации отнесены, в том числе муниципальные правовые акты.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 данной статьи, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 7 данной статьи установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 данной статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу этих лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что сведения о расходах представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 4 данного Федерального закона контроль за расходами включает в себя, в том числе, проверку достоверности и полноты указанных сведений.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что проверка достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 данного Федерального закона, осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации») закреплено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

При этом частью 6 указанной статьи закреплено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Системный анализ указанных норм показывает, что компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию правоотношений в данной сфере четко не разграничена. В связи с чем, на практике возникает неоднозначное понимание, какие именно вопросы должны быть урегулированы муниципальными правовыми актами.

 

2. Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесены изменения в ряд федеральных законов в области противодействия коррупции, в частности в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон «О противодействии коррупции». В соответствии с данными изменениями граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лица, замещающие указанные должности представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных указанными лицами, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Так, в статью 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», несмотря на содержащиеся в ней общие нормы (части 1, 1.1), регламентирующие вопросы предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, введена специальная норма (часть 8), регламентирующая отдельные вопросы предоставления указанных сведений гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанную должность муниципальной службы.

В соответствии с общими нормами статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, тогда как лицо, замещающее соответствующую должность муниципальной службы, дополнительно обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Базовым федеральным законом, установившим правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов доходу определенных лиц, определившим категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, условия предоставления сведений о расходах, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, является Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона обязанность по предоставлению сведений о расходах возложена на муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, то есть должности, включенные в соответствующий перечень. При этом данный федеральный закон не возложил обязанность по предоставлению сведений о расходах на граждан, претендующих на замещение соответствующей должности муниципальной службы, тогда как в части 8 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лица, замещающие указанные должности. Таким образом, обязанность граждан, претендующих на замещение должности муниципальной службы, муниципальных служащих представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является безусловной и обусловлена нахождением должности в соответствующем перечне.

Вместе с тем специальная норма статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установила, что граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность муниципальной службы, представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера без условия нахождения данной должности муниципальной службы в соответствующем перечне.

В этой связи субъектами Российской Федерации неоднозначно уяснен смысл соответствующих норм и, как результат, наличие в субъектах Российской Федерации разнообразной сложившейся правоприменительной практики по данному вопросу.

В ряде субъектов Российской Федерации в принятых во исполнение Федерального закона от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» законах субъектов Российской Федерации установлен, в том числе, порядок представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, сведений о своих расходах, а также сведений о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, тогда как в ряде других – установлен порядок представления указанными гражданами только сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Аналогичная системная проблема возникла и в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности. Так статья 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» дополнена нормой, в соответствии с которой если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» обязанность по представлению сведений о расходах возложена на лиц, замещающих муниципальные должности.

На основании изложенного усматривается коллизия норм Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В целях устранения указанной коллизии, по нашему мнению, нормы указанных федеральных законов требуют системного уточнения.

 

3. Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в части привлечения лиц, замещающих муниципальные должности, к ответственности в случае выявления в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В соответствии с частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае выявления в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены указанными выше федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Анализ норм показывает, что за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством Российской Федерации, к лицам, замещающим одни муниципальные должности (депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления), может быть применена ответственность только в виде досрочного прекращения полномочий, тогда как к лицам, замещающим иные муниципальные должности, может быть применена ответственность как в виде досрочного прекращения полномочий, так и в виде наложения дисциплинарного взыскания.

Таким образом, ответственность за совершение коррупционных правонарушений является дифференцированной и зависит не от тяжести совершенного дисциплинарного проступка или степени вины, а от замещаемой муниципальной должности.

Кроме этого, отсутствуют основания принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об обращении с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или о привлечении его к дисциплинарной ответственности, также не определены органы местного самоуправления, уполномоченные привлекать к дисциплинарной ответственности, не разграничена компетенция между органами местного самоуправления, уполномоченными принимать решение о досрочном прекращении полномочий или о применении дисциплинарного взыскания, и судом, в связи с чем не определено в каких случаях высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, а в каких в суд, не определена подсудность такого рода заявлений.

В этой связи также хотелось бы отметить следующее. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления или в суд в случае выявления фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством. При этом в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» понятия «неисполнение» и «ненадлежащее исполнение» разграничены. Так, статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание. Аналогичные нормы содержатся и в статье 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На практике возникает вопрос о соотношении понятий «неисполнение обязанностей» и «ненадлежащее исполнение обязанностей» и в этой связи компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае выявления фактов ненадлежащего исполнения обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством, в частности, в случае предоставления лицом, замещающим муниципальную должность, недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В этом случае формально обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера исполнена, вместе с тем фактически представленные сведения являются неполными или недостоверными.

В связи с чем, считаем, что в части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» слова «неисполнения обязанностей» должны быть заменены словами «неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей».

Также в процессе применения норм статей 6, 8, 8.1, 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», статей 20, 20.1, 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при формулировании выводов по результатам проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возникает трудность в разграничении понятий «неполные сведения» и «недостоверные сведения». Представляется, что понятие «недостоверные сведения» является более широким по сравнению с понятием «неполные сведения» и включает в себя понятие «неполные сведения». В этой связи считаем возможным исключить из норм антикоррупционного законодательства понятие «неполные сведения» в связи с тем, что оно как таковое не имеет самостоятельного юридического значения при определении вида дисциплинарной ответственности.

Кроме этого, в соответствии со статьями 6, 8, 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьями 20, 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьями 13, 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из юридических фактов, влекущих применение к лицам, замещающим государственные должности Орловской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы дисциплинарного взыскания, является наличие в действиях указанных лиц признака заведомости, например, представление заведомо недостоверных или заведомо неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Вместе с тем на практике доказывание признака заведомости вызывает существенное затруднение, в связи с чем и возникают трудности в привлечении вышеназванных лиц к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Таким образом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации признак заведомости является юридическим фактом только в случае рассмотрения вопроса о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения за представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, тогда как в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанный признак является юридическим фактом в любом случае.

На наш взгляд конструкция норм Трудового кодекса Российской Федерации является более применимой на практике. Нормы названных федеральных законов целесообразно изложить аналогично нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

 

4. В статьей 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены виды взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, а статьей 59.2 основания увольнения в связи с утратой доверия. Вместе с тем, статьей 59.3 установлен порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2. Из системного анализа названных статей следует, что увольнение в связи с утратой доверия также является видом взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в связи с чем, считаем целесообразным дополнить статью 59.1 подпунктом 4, устанавливающим увольнение в связи с утратой доверия в качестве вида взыскания.

 

5. Также в правоприменительной практике возникает трудность в исчислении срока, установленного для привлечения к дисциплинарной ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (что считать днем совершения проступка: день представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, день окончания срока, установленного для представления этих сведений, или день окончания срока представления уточненных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Считаем, что данный вопрос должен быть законодательно урегулирован.

 

6. Частью 6 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 названного Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами. Частью 3 этой же статьи установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 названного Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами. Статьей 27 названного Федерального закона установлено, что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым законодательством понимается Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Таким образом, по результатам системного анализа указанных норм невозможно сделать однозначный вывод о разграничении полномочий между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросу установления порядка и сроков применения взысканий, установленных статьями 14.1, 15, 27 и 27.1Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с чем считаем, что положения указанных статей Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» требуют конкретизизации.

 

7. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установил категории лиц, в отношении которых устанавливается контроль за соответствием расходов их доходам. В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что сведения о расходах представляют лица, замещающие должности, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, из системного анализа норм Трудового кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» следует, что руководители государственных (муниципальных) учреждений обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Однако в связи с тем, что указанная категория лиц не внесена в норму статьи 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» на практике возникает вопрос о легитимности осуществления проверки достоверности и полноты представленных руководителями государственных (муниципальных) учреждений сведений о расходах.

На основании изложенного, считаем, что в статью 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» должна быть включена такая категория как «руководитель государственного (муниципального) учреждения».

 

8. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» установлен порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду. Этим же Указом Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться названным Указом Президента Российской Федерации при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» установлен аналогичный порядок в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральных государственных служащих, а также дана рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться названным Указом Президента Российской Федерации при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В этой связи с учетом норм вышеназванных указов Президента Российской Федерации принят указ Губернатора Орловской области от 27 ноября 2009 года № 377 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Орловской области, и лицами, замещающими государственные должности Орловской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Орловской области, а также о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Орловской области, и государственными гражданскими служащими Орловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Орловской области требований к служебному поведению», который также, как и в вышеназванных указах Президента Российской Федерации, устанавливает порядок проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период и два года, предшествующих отчетному периоду.

В то же время Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» данный вопрос не урегулирован.

В связи с чем при разработке порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами замещающими указанные должности, в субъектах Российской Федерации сложилась неоднозначная правоприменительная практика. Одни субъекты Российской Федерации в своих законах, устанавливающих указанный порядок, предусмотрели норму, позволяющую проводить проверку достоверности и полноты сведений, представленных указанными лицами, за отчетный период и два года, предшествующих отчетному периоду, тогда как другие субъекты Российской Федерации ввиду отсутствия соответствующей рекомендации в законах предусмотрели возможность проверки сведений, представленных указанными лицами, только за отчетный период.

В связи с изложенным, считаем, что данный вопрос должен быть закреплен федеральными законами «О противодействии коррупции», «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 

9. Кроме этого, в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере противодействия коррупции не регламентирован объем сведений, указанных в представленных соответствующими лицами сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих проверке, в случае поступления информации, являющейся основанием для проведения проверки и содержащей сведения о недостоверности или неполноте одного из разделов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. То есть не определено – проверка проводится только в части выявленных неполных или недостоверных сведений, либо в таком случае сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат проверке в полном объеме за отчетный период и два года, предшествующих отчетному.

В связи с чем, полагаем необходимым закрепить данное положение в законодательстве Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

 

10. Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Частью 3.1. статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, в указанных законодательных актах отсутствует единство терминологии при установлении соответствующего запрета, связанного с государственной гражданской и муниципальной службой, что требует устранения.

 

11. Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено понятие лица, замещающего муниципальную должность, к которому отнесен, в том числе, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

При этом частью 15 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает в соответствии с уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципальную должность.

В целях исключения неоднозначного толкования и обеспечения единства терминологии считаем необходимым уточнить понятие лица, замещающего муниципальную должность, установленное Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Оказание гражданам бесплатной юридической помощи

 

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи в части действия Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

В результате осуществления мониторинга правоприменения установлено следующее.

Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в полном объеме сформирована подзаконная региональная нормативная правовая база:

Так, приняты Закон Орловской области от 2 августа 2012 года № 1385-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью в Орловской области», постановление Правительства Орловской области от 1 ноября 2013 года № 375 «О реализации некоторых положений Закона Орловской области от 2 августа 2012 года № 1385-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью в Орловской области», от 27 декабря 2013 года № 463 «Об утверждении Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Орловской области», приказы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 11 декабря 2013 года № 1298 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью в Орловской области», от 12 октября 2016 года № 386 «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области государственной услуги по оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи».

В рамках Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 11 февраля 2014 года, Департамент ежеквартально в срок до 13 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет Управлению информацию в рамках проводимого мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также предоставляет статистическую информацию в соответствии с запросами Минюста.

Реализуя предлагаемый Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Советом Европы проект «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан», направленный на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения, 27 октября 2017 года принято постановление Правительства Орловской области от № 453 «О создании координационной группы по реализации в пределах компетенции Орловской области государственной политики в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью».

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, неполноты в правовом регулировании общественных отношений, а также по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, неполноты правового регулирования, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Безопасность функционирования организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов

 

В соответствии с пунктом 3 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год органами исполнительной государственной власти специальной компетенции в пределах своих полномочий проведен мониторинг правоприменения в сфере безопасности функционирования организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов в части действия федеральных законов от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

В результате осуществления мониторинга правоприменения установлено следующее.

В процессе реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 542 «О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» выявлены положения, требующие уточнения.

В пункте 15 Положения об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 542 «О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» (далее – Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), определены полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако, сфера деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которого возлагаются полномочия, не определена.

Реализация полномочий по обеспечению государственного учета и контроля радиоактивных веществ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации предусматривает создание в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центров (далее также - РИАЦ).

На субъекты Российской Федерации возлагаются полномочия по обеспечению деятельности региональных информационно-аналитических центров, в том числе обеспечение подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников и специалистов по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля. Реализация данных полномочий потребует дополнительных финансовых ресурсов. Однако уровень бюджета, за счет которого будет осуществляться финансирование Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов не определен.

Кроме того, подпунктом «ж» пункта 15 Положения об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов предусмотрена организация и проведение контрольных проверок по вопросам государственного учета и контроля радиоактивных веществ в РИАЦ. Следует отметить, что функции контроля не детализированы, также требуется учитывать, что РИАЦ создаются в органе исполнительной государственной власти специальной компетенции субъекта Российской Федерации, соответственно не ясен механизм проведения контрольных проверок.

В пункте 2 Положения об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденного постановлением, обозначены объекты государственного учета и контроля. В ранее действующем Положении о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, разработанном во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» были перечислены объекты государственного учета и контроля с соответствующим примечанием, что радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих. В действующем постановлении примечание не учитывается. Однако, считаем необходимым включить вышеуказанное примечание в Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Также, в Положении об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов выявлено дублирование полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и региональных информационно-аналитических центров по обеспечению контроля за подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации специалистов организаций по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля, а также по проведению контрольных проверок по вопросам государственного учета и контроля объектов в отдельных организациях.

Согласно пункту 2 Положения объектами государственного учета и контроля, в том числе, являются радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, тогда как в полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской федерации прописан учет и контроль радиоактивных веществ на территории субъекта (пп. «а» п.15).

В связи с изложенным считаем, что необходимо конкретизировать положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 542 «О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» в целях эффективного осуществления деятельности по учету и контролю радиоактивных веществ на территории субъекта Российской Федерации.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, неполноты в правовом регулировании общественных отношений, а также по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, неполноты правового регулирования, искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Лекарственное обеспечение населения Российской Федерации

 

В соответствии с пунктом 4 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в части действия Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, неполноты в правовом регулировании общественных отношений, а также по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, неполноты правового регулирования, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Государственная система лицензирования пользования недрами

 

В соответствии с пунктом 5 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере государственной системы лицензирования пользования недрами в части действия Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, неполноты в правовом регулировании общественных отношений, а также по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, неполноты правового регулирования, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Обращение с отходами производства и потребления

 

В соответствии с пунктом 6 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере обращения с отходами производства и потребления в части действия Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

 

В соответствии с пунктом 8 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в части действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

В результате осуществления мониторинга правоприменения установлено следующее.

Анализ правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, установлено, что до настоящего времени не реализовано положение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 351 «О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», в соответствии с которым Министерству здравоохранения Российской Федерации было поручено по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утвердить единый образец медицинской справки о допуске граждан к управлению самоходными машинами, а кроме того, порядок ее выдачи, приостановления действия и аннулирования.

Соответствующий нормативный правовой акт Российской Федерации Министерством здравоохранения Российской Федерации до настоящего времени не принят, в связи с чем отсутствуют надлежащие условия для допуска граждан к управлению самоходными машинами по медицинским показаниям, чем нарушаются государственные и общественные интересы в части обеспечения гарантий прав неограниченного круга лиц на получение в установленном порядке специального права на управление тракторами, иными самоходными дорожно-строительными машинами и наземными безрельсовыми механическими транспортными средствами в органах гостехнадзора субъектов Российской Федерации.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации

 

В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год проведен мониторинг правоприменения в сфере изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в части действия Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Орловской области.

В результате осуществления мониторинга правоприменения установлено следующее.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Указанная норма устранила системные пробелы предыдущей редакции статьи 6 вышеуказанного федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, которая определяла возможность принудительного изъятия земель у собственника в судебном порядке в случае, если он не используется собственником в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок.

При этом из доказательной базы выпадают нарушения земельного законодательства, зафиксированные при осуществлении муниципального земельного контроля, что не в полной мере способствует целям введения в оборот неиспользуемых земель и увеличивает срок изъятия земельного участка.

При осуществлении мониторинга правоприменения и изучении материалов правоприменения по показателям наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы, неполноты в правовом регулировании общественных отношений, а также по показателям, установленным пунктами 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения, неполноты правового регулирования, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.

 

 

Доклады
 
Нормативные правовые акты
ГлавнаяМониторинг правоприменения > Доклады о результатах мониторинга правоприменения – 2017 год
 
© 1998-2018 Администрация Губернатора и Правительства Орловской области